МИСТИЧЕСКАЯ «ФИЛОСОФИЯ» НА СЛУЖБЕ БУРЖУАЗИИ: РАЗРУШЕНИЕ РАЗУМА. Часть I

Ищете, где по выгодной для Вас цене приобрести игровую приставку или бензорез, тогда настоятельно рекомендую Вам посетить интернет магазин в Гомеле, который находится по веб-адресу www.gepard.by.


033012 0652 1 МИСТИЧЕСКАЯ «ФИЛОСОФИЯ» НА СЛУЖБЕ БУРЖУАЗИИ: РАЗРУШЕНИЕ РАЗУМА. Часть I В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что идеализм тесно связан с мистикой.

 

Философы-идеалисты распространяют религиозно-мистические воззрения в более утонченной форме по сравнению с духовенством. «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую религиозную форму или же просвещённую, философскую. ..»*.

 

В основе идеализма, так же как и религиозного мистицизма, лежит признание первичности духа по отношению к материи. Мистицизмом пронизаны в той или иной степени все направления идеалистической философии, поскольку она тесно связана с религией. Задача идеализма подвести людей к мистике, загородить ее от ослепительного света научного знания. Мистики отличаются от философов-идеалистов тем, что отвергают логику, ищут обоснования своих фантазий в мире эмоций, а философы-идеалисты прикрываются логикой, ищут каких-то разумных аргументов для мистификации чисел (Пифагор), идеи (Платон), монады (Лейбниц), «я» (Фихте), разума (Гегель), воли (Шопенгауэр), бессознательного (Гартман) и т. д. Религиозные мистики и философы-идеалисты поддерживают ДРУГ друга в общей борьбе против материализма и атеизма.

 

—————————————————————————————————————-

*К. МарксиФ. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 536.

—————————————————————————————————————-

 

033012 0652 2 МИСТИЧЕСКАЯ «ФИЛОСОФИЯ» НА СЛУЖБЕ БУРЖУАЗИИ: РАЗРУШЕНИЕ РАЗУМА. Часть I Во второй половине XIX в. поворот философов-идеалистов к мистике был неразрывно связан с загниванием буржуазной идеологии и наступлением реакции. В Германии А. Шопенгауэр пишет «Опыт о духовидении», Гартман — «Спиритизм», барон Кард дю Прель — «Философию мистики», «Очерки тайных наук» и т. д. В книге «Философия мистики» дю Прель признавал блистательные успехи материализма и атеизма: «Быстрое современное развитие материализма… отсутствие религиозности в массах», «публика охвачена материализмом»**. Автор опечален тем, что «современное поколение, утратившее всякое сознание своей трансцендентальности, неустанно стремится изгнать материальные бедствия при помощи естественных наук н техники», ибо «земные наши страдания подвигают нас по пути самосовершенствования»***. Для борьбы с материализмом и атеизмом дю Прель предлагал создать новую «философию мистики», потому что только она одна способна защитить веру в бессмертие души, без которой невозможна религия. Из утверждения науки о существовании бесконечного числа миров обскурант делал вывод, что там, в далеких мирах, обитают… души умерших.

 

Позитивистская философия, провозглашавшая, что она отрицательно относится к мистическим бредням, в действительности расчищала путь мистике. Выступив в 1887 г. со статьей «Патологическая магия», направленной против «Философии мистики» дю Преля, Н. К. Михайловский занялся поисками «какого-нибудь зерна фактической правды в верованиях»****. Многие позитивисты писали, что они отнюдь не отрицают сверхъестественного, но только относят вопрос о нем к началу всех вещей, которое недоступно человеческому разуму.

 

Священники приветствовали утверждения позитивистов, согласно которым «истины религии недоступны для науки», и, оставляя вопрос о них открытым, предоставляют его фактически решать богословам*****. Теософы писали, что «в русском позитивизме всегда где-нибудь да скрывается не вполне осознанное мистическое настроение»******.

 

—————————————————————————————————————-

**К. дю Прель. Философия мистики. СПб., 1895, стр. 2, 562.

***Там же, стр. 605—608.

****Н. К. Михайловский, Сочинения, т. II, СПб., 1896, стр. 319.

*****См.: «Богословский вестник», 1913, т. 1, стр. 743.

******«Вестник теософии», 1908, № 10, стр. 14.

—————————————————————————————————————-

 

033012 0652 3 МИСТИЧЕСКАЯ «ФИЛОСОФИЯ» НА СЛУЖБЕ БУРЖУАЗИИ: РАЗРУШЕНИЕ РАЗУМА. Часть I Мистики использовали признание позитивистами одного только «чистого опыта», уверяя, что их мистические изыскания основаны именно на таком опыте. В 1911 г. в «Ключе к загадкам мира» мистик П. Д. Успенский ссылался на сочинения Маха. В книге «Многообразие религиозного опыта» один из основоположников прагматизма В. Джемс оправдывал бредни мистиков. Он допускал существование «мистической формы сознания», которое будто бы открывает окна в более обширный п более богатый мир познания. В этом оправдании мистицизма сказался гнилостный процесс, который стал охватывать буржуазную философию, по мере того как шло перерастание капитализма в его последнюю стадию — империализм.

 

Этим же объясняется, почему в капиталистических странах преувеличивается роль мистики в истории философии. В «Философском словаре» Г. Шмидта, изданном в ФРГ в 1957 г., началом немецкой философии объявлена «женская мистика», содержащаяся «в письмах и нравоучительных произведениях Хильдегарды Бингенской и других рейнских и фландрских монахинь».

 

Современная буржуазная философия все больше теологизируется, а значит, в конечном счете, пропитывается мистикой. В 1947 г. в коллективном труде американских философов «Философия XX века», изданном в Нью-Порке, было объявлено, что «естествознание не в состоянии судить… о доктрине влияния сверхъестественного на естественные события»*******. Такие рассуждения дают возможность верить в чудеса, духов и ведьм.

 

Современная идеалистическая философия, для того чтобы помешать распространению материализма и атеизма, старается вызвать у людей паралич разума, используя для этой цели пропаганду мистицизма. Буржуазный общественный строй, который не может найти себе никакого разумного оправдания, должен взывать не к рассудку, а к предрассудку. Капитализм обрекает народные массы на нищету и разорение, угрожает войной, которая приведет к гибели миллионы людей. Буржуазия не в состоянии разрешить противоречия капитализма, поэтому ее идеологи пытаются добиться глубокого и полного помрачения рассудка трудящихся масс. Американский философ

 

—————————————————————————————————————-

*******Twentieth century Philosophy. N. Y., 1947, p. 122.

—————————————————————————————————————-

 

 

П. Кроссер свидетельствует о том, что «в настоящее время в США иррациональная форма мышления все больше и больше распространяется за счет рационального мышления»********. В 1963 г. историк Колумбийского университета проф. Р. Хафстадтер опубликовал большой труд «Антиинтеллектуализм в американской жизни», доказывая, что «антиинтеллектуализм пронизывает всю американскую культуру».

 

В этом большую роль сыграло, в частности, христианство, которое всегда принижало человеческий разум, усыпляло его, ссылаясь на евангельское поучение: «Умственная мудрость — суета». Отец церкви Тертуллиан писал, что «мысль — это зло». В 1956 г. Вальтер Нигг в книге «Христианский дурак», опубликованной в Цюрихе, третируя разум, приводит множество фактов о том, как церковь с помощью христианской мистики стремилась искоренить «сатанинский разум», доказывая, что «умом ниже, к богу ближе», «мудрость мира сего — безумие». Папа Пий XII в обращении к участникам XII Международного конгресса философов пытался свалить все бедствия и трудности современного мира на разум, заявив, что в нашу эпоху человечество пожинает плоды рационализма, который оно развивало в течение многих веков.


Найти на unnatural: МИСТИЧЕСКАЯ «ФИЛОСОФИЯ» НА СЛУЖБЕ БУРЖУАЗИИ РАЗРУШЕНИЕ РАЗУМА Часть
Автор: admin | 30 Март 2012 | 329 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100