В этой статье пойдет речь о восьми самых известных и талантливых скульпторах-гиперреалистах мира, в чьих произведениях больше эмоций и жизни, чем в большинстве современных людей.
Витиеватая вязь морщинок на лице, крошечные поры по всему телу, еле заметное несовершенство стареющей кожи, осмысленный взгляд, проступающие на руках реки вен – вот лишь малая толика того, что делает скульптуры этих гениев современного искусства уникальными и непохожими ни на что другое.
Творчество каждого художника-гиперреалиста так или иначе основано на фотореализме, а это значит, что каждая из их работ имеет под собой реальную основу, прообраз взятый из жизни. Однако в процессе работы их произведения обрастают десятками и даже сотнями новых деталей, превращаясь из самых обыденных и обычных в нечто совершенно новое, выходящее за рамки реального мира – становятся гиперреалистичными.
1. Рон Муэк |
Рон Муэк (Ron Mueck) – одна из известнейших личностей на сцене гиперреалистичного изобразительного искусства. Чтобы оценить его талант по достоинству обязательно посмотрите фильм «Лабиринт» 1986 года, все визуальные эффекты в котором были созданы Роном Муэком.
Успех этого фильма в прокате стал для Рона счастливым билетом новую жизнь: он открыл рекламное агентство, которое востребовано и по сей день. В 1996 году он с головой ушел в изобразительное искусство, отдав предпочтение его гиперреалистичной составляющей.
Критики не раз называли скульптуры Рона Муэка точными математическими формулами человеческих тел и в этом нет ничего удивительного: его произведения настолько перенасыщены индивидуальными особенностями и различными деталями, что кажутся не менее живыми, что снующие по выставочному залу посетители его выставок.
Работы Рона Муэка выставляются в самых известных музеях и галереях мира, а их стоимость доходит до нескольких сотен тысяч долларов.
[nggallery id=388]
2. Эван Пенни |
Скульптор из Торонто Эван Пенни (Evan Penny) способен не только воссоздать человеческое лицо с точностью до мельчайших деталей, но и наделить его эмоциями.
Старческие пигментные пятна, морщины, поры, горбинка на носу и жесткие волоски в ноздрях, бездонные колодца глаз, индивидуальный рисунок ушной раковины. Странно и даже немного жутко, когда подобное описание относится не к живому человеку из плоти и крови, а к скульптуре.
Глядя на скульптуры Эвана Пенни, невольно возникает чувство, что время для них внезапно остановилось, но стоит отвернуться всего на несколько секунд и они вновь оживут: начнут общаться между собой на только им одним понятные темы, заниматься какими-то своими делами, расхаживать туда-сюда по выставочному залу, критично осматривая и обсуждая посетителей.
Большинство его работ — это бюсты, выполненные в более крупном масштабе, чем их реальные прообразы.
Тело каждой скульптуры, как и живого человека, покрывают тысячи крошечных волосков, каждый из которых художник имплантировал собственноручно.
Как и у Рона Муэка, у Пенни за плечами внушительный опыт в кинематографе: он создавал визуальные эффекты для таких фильмов, как Люди-Икс и Джонни Мнемоник.
[nggallery id=389]
3. Джейми Салмон |
Британский скульптор Джейми Салмон (Jamie Salmon) живет и работает в Ванкувере, Канада. Он начинал свою карьеру как коммерческий художник и был чрезвычайно востребован в киноиндустрии, применяя свои таланты для создания различных визуальных эффектов. Сегодня его основная специализация – создание гиперреалистичных скульптур из силикона, смолы и натуральных человеческих волос.
О своем творчестве Джейми говорит следующее: “В своей работе я не преследую цели создать нечто, что будет похоже на живого человека, но будет лишено всякого смысла. Я надеюсь, что мои скульптуры воспринимаются не как резиновых истуканы, а настоящие личности, способные рассказать людям истории своих жизней без слов”.
Создание каждой отдельной детали в новой скульптуре Джейми Салмона – это целый комплекс многоступенчатых процессов, который может занять от одного часа до нескольких месяцев кропотливой работы.
Говоря о Джейми Салмоне, нельзя не упомянуть о его подруге, Джеки Кей Сео (Jackie K. Seo), на пару с которой они открыли художественную студию Avatar Sculptures. Так же как и Джеймс, Джеки создает гиперреалистичные скульптуры, основной упор в которых делается на эмоциональную составляющую.
“Я не считаю, что душа скрыта в самых глубинах человеческого тела: она находится на поверхности и находит свое отражение в каждом нашем движении, действии или поступке. Именно поэтому в своей работе я пытаюсь максимально точно воссоздать каждую деталь человеческого тела, из совокупности которых складываются все эмоции, полностью раскрывающие всю сущность души”, — говорит Джеки Кей Сео.
Скульптуры Джейми Салмона:
[nggallery id=386]
Скульптуры Джеки Кей Сео:
[nggallery id=387]
4. Двейн Хэнсон |
Hanson’s Abortion |
Двейн Хэнсон (Duane Hanson) – это один из пионеров такого вида изобразительного искусства, как гиперреалистичная скульптура.
Свою первую скульптуры он создал в 1966 году, сразу же после того, как получил степень магистра изобразительного искусства и устроился работать в школу простым учителем рисования.
В его работах находят свое отражение ужасы современно действительности, на которые общество привыкло закрывать глаза. Ярчайшим примером творчества Хэнсона может служить скульптура под названием Hanson’s Abortion («Аборты Хэнсона»), которая рассказывает историю простой афроамериканской уборщицы, занимающейся подпольными абортами.
[nggallery id=390]
5. Сэм Джинкс |
В качестве основного материала для создания своих скульптур австралийский скульптор Сэм Джинкс (Sam Jinks) использует силикон.
Он, как и многие его коллеги, «собаку съел» на создании спецэффектов для различных телешоу и кинофильмов. Этому искусству он отдал 11 лет своей жизни и начал активно оттачивать свои навыки скульптора всего-навсего 5 лет назад.
Его работы – это взрывная смесь сверхреалистичного гиперреализма и граничащей с безумием фантасмагории. Наверное, Сэм Джинкс – единственный человек, который способен расширить наши рамки представлений об окружающем нас мире, заставив поверить в реальность существ, которых просто язык не поворачивается назвать людьми: к примеру, чего только стоит скульптура, у которой человеческое тело и голова лисы.
[nggallery id=391]
6. Адам Бин |
Адам Бин (Adam Beane) начал заниматься скульптурой сравнительно недавно, в 2002 году, но буквально сразу же стал одним из самых авторитетных скульпторов, специализирующихся на создании гиперреалистичных миниатюрных фигурок.
Он разработал совершенно новый материал, получивший название CX5, который позволяет ему создавать мельчайшие детали человеческого тела с хирургической точностью. В нагретом состоянии CX5 – густой клей, но стоит его охладить, и он моментально приобретет свойства твердого пластичного пластика.
[nggallery id=392]
6. Патриция Печини |
Даже самые страшные монстры из ваших кошмаров не смогут сравниться с героями фантазий Патриции Печини (Patricia Piccini), экспозиции работ которой в народе получили неофициальное название «трогательный ад».
Главную мысль, которую Патриция хочет донести до людей: в этом мире все не то, чем кажется на первый взгляд: наголо обритый детина может оказаться простым прохожим, готовым прийти к вам на помощь в любую минуту, а миловидная зверушка с удовольствием попробует Вас на вкус, ну, или наоборот. Т.е. даже самое прекрасное на свете может оказаться насквозь прогнившим изнутри. Именно поэтому главные герои работ Патриции — это преотвратительнейшего вида химеры, глядя на которых Вы не испытаете ничего, кроме умиления. Чтобы подчеркнуть их миролюбивый характер автор изображает этих монстров рядом с детьми и столь необычное сочетание покорило сердца очень многих людей в США, где, как ни в одной стране, развит культ внешней красоты.
Патриция родилась в 1965 году в Фритауне, Сьерра-Леоне. В 1972 году ее семья эмигрировала в Австралию, где она окончила экономический институт и получила степень бакалавра. Через два года она окончила курсы по изобразительному искусству в Мельбурне.
Сейчас Патриция считается самым востребованным скульптором в Австралии. В 2003 году она представляла Австралию на Венецианском биеннале, где шокировала весь мир своей работой под названием «Мы семья» (We are Family).
Мы семья, 2003 год
[nggallery id=26]
Долгое ожидание, 2008 год
[nggallery id=27]
Находка, 2008 год
[nggallery id=28]
Телохранитель, 2009 год
[nggallery id=29]
Суррогат, 2009 год
[nggallery id=30]
Нераздельный, 2009 год
[nggallery id=31]
Объятие, 2009 год
[nggallery id=32]
Большая мамочка, 2009 год
[nggallery id=33]
7. Жарко Башески |
Жарко Башески (Zarko Baseski) с отличием окончил факультет изобразительного искусства в Скопье (Македония) в 1988 году и спустя 10 лет получил степень магистра наук в том же институте. Он является почетным членом «Ассоциации Артистов Македонии» (Macedonian Artists Association) с 1988 года. С 1989 года работает на факультете изобразительного искусства в Скопье, а в 2010 году был назначен профессором отделения скульптурного мастерства того же самого факультета.
Гиперреалистичные скульптуры Жарко Башески, выполненные из силикона, показывают всю гамму человеческих эмоций и чувств.
Работы этого скульптора поражают своей детальной проработанностью и реалистичностью, и, глядя на них, многие невольно начинают задаваться вопросом: “Как неодушевленные предметы могут выглядеть настолько живыми?”. Некоторые из его скульптур пытаются безмолвно докричаться до посетителей выставки, желая рассказать им о своей непростой жизни, другие, наоборот, совершенно не обращают на них никакого внимания, страдая от тяжелейших душевных травм, а то и вовсе корчась в предсмертной агонии.
[nggallery id=393]
8. Марк Сиджан |
Критики называют Марка Сиджана (Marc Sijan) настоящим гением, которому удалось вывести гиперреализм на совершенно иной уровень.
Его скульптуры — это искусственно сформированные личности, которым не хватает только души для того, чтобы начать жить своей собственной жизнью.
“Работы Марка Сиджана настолько живые, что, кажется, находятся на самой границе двух миров: людей и неодушевленных предметов”, — так высказал свое мнение о творчестве этого скульптора известны критик Рэй Райнелди (Ray Rinaldi).
Отличить скульптуры Марка Сиджана от живых людей будет не так-то просто, и в этом нет ничего удивительного, ведь они переняли у нас все то, что делает нас настолько похожими и в то же время уникальными. Поры на коже, крошечные волоски, родимые пятна, вены, проплешины на голове, уникальная форма головы и лица, ярко выраженные эмоции – вот лишь малая толики человечности, которой наделил Марк свои творения, однако этого с избытком хватило для того, чтобы вдохнуть в них крупицу жизни, не заметить которую неспособен разве что слепец.
[nggallery id=394]