О ненужной пропаганде так называемых телепатических явлений. Часть II

В качестве авторитетов, признавших телепатию, Л. Л. Васильев называл наряду с другими именами О. Лоджа, П. Иордана*, а Б. Б. Кажинский — А. Бергсона, П. Иордана, О. Лоджа**. В. И. Ленин писал, что ни единому из буржуазных профессоров, способных давать самые ценные работы в специальных областях химии, истории, физики, нельзя верить ни в едином слове, когда речь заходит о философии, так как это партийная наука***. Ссылаться на бывшего председателя спиритического общества идеалиста философа Бергсона как на авторитет по вопросу о телепатии — это все равно, что опираться на авторитет папы римского по вопросу о существовании бога. П. Иордан, выступающий в роли теоретика парапсихологии, — один из наиболее религиозно настроенных буржуазных физиков. Иордан считает, что парапсихические явления происходят вне трехмерного пространства и времени, защищает мистические явления с помощью принципа дополнительности, пишет, что мир — это сон бога.

 

Л. Л. Васильев и Б. Б. Кажинский не упоминают, что профессор физики О. Лодж был председателем «Всемирного союза спиритов». Он опубликовал в 1916 г. книгу «Раймонд о жизни после смерти», в которой уверял, что получает сообщения от своего сына Раймонда, убитого в 1915 г. Сын рассказал ученому папаше много поразительных данных о загробном мире. Там, оказывается, существуют улицы, каменные дома, растут деревья и цветы. Вновь прибывшим мертвецам на том свете предлагают водку с содой и сигары.

 

—————————————————————————————————————-

*См.: там же, стр. 74, 16—18.

**См.: Б. Б. Кажинский, Биологическая радиосвязь, стр. 155—156.

***См.: В. И. Лени н, Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 363.

—————————————————————————————————————-

 


«Некоторые думают, — пишет проф. Оливер Лодж, — что я спятил с ума, а между тем это очень просто. Эфир является всеобщей средой. Наука доказывает, что эфир находится между атомами нашего тела. Таким образом, наше тело носит в себе свой эфирный двойник». Проф. Лодж понимал, какую политическую цель преследует его бред о загробном мире. В книге «Сущность веры в связи с наукой» он написал специальную главу «Постепенные процессы», чтобы доказать «противозаконность» революций в обществе. В предисловии Лодж испуганно восклицал: «Что если народ, отчаявшись в вере, согласится на систему принудительного отчуждения?».

 

Л. Л. Васильев неправильно называет Д. И. Менделеева, главу комиссии физиков и химиков, разоблачивших медиумов, «исследователем парапсихических явлений»****. Менделеев изобличил американского дельца Эмменса, дурачившего людей алхимией, но это не дает оснований считать, что ученый занимался исследованием алхимии. Л. Л. Васильев указывает, что И. П. Павлов пользовался термином «ясновидение» и приводит в доказательство цитату из сочинения великого физиолога, где тот пишет о «так называемом ясновидении»***** (разрядка наша, — М. Ш.), из чего ясно вытекает, что Павлов брал под сомнение возможность ясновидения.

 

В брошюре Л. Л. Васильева «Таинственные явления человеческой психики» правильные и ошибочные мысли переплетаются. Он правильно указывает, что какими бы причудливыми, непонятными, таинственными ни казались нам сновидения, в них всегда содержится только то, что хотя бы раз сознательно или бессознательно уже было воспринято в состоянии бодрствования. Однако через четыре страницы он, причисляя себя к парапсихологам, пишет: «Парапсихологи не соглашаются с утверждением, что в сновидениях спящий может иметь только обрывки и следы своего собственного житейского опыта, только то, что он сам когда-либо видел и слышал, о чем думал или читал»******.

 

Л. Л. Васильев приводит примеры таких «ясновидческих восприятий», которые никак не согласуются с определением И. М. Сеченовым сновидений как небывалых комбинаций бывалых впечатлений. Л. Л. Васильев рекламирует письмо одной женщины, которая уверяет, что «все более серьезные случаи в жизни моей семьи я обычно вижу во сне», «я не помню более или менее серьезного случая, происшедшего в моей семье или в семьях моих детей, о которых я бы не знала накануне»*******. Разве это не пропаганда «вещих» снов?

 

Л. Л. Васильев с полным доверием помещает в своей книге письмо, полученное им около полувека назад от гимназиста Шабера, в котором тот подробно рассказывает, как 17 декабря 1918 г. видел «овальной формы светлое пятно, которое… стало расти, превратившись в светлую фигуру девушки». Из фразы, произнесенной девушкой, близкого друга Шабера, последний уловил лишь слово «тлена». Впоследствии будто бы было установлено, что именно в этот день девушка, жившая в другом городе, умерла и последние слова ее были: «Нет праха, нет тлена»********. По поводу приведенного письма Шабера мы можем лишь сказать, что в конце 1918 г. буржуазные интеллигенты, мистически настроенные, сочиняли еще и не такой вздор о явлениях покойниц, будто бы сообщавших о существовании загробного мира. Как же можно такую чепуху серьезно преподносить читателям?

 

—————————————————————————————————————-

****Л. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963, стр. 156.

*****Л. Л. В а си л ь е в. Экспериментальные исследования мысленного внушения. Л., 1962, стр. 153.

******Л. Л. Васильев. Таинственные явления…, стр. 25—26.

*******Л. Л. Васильев. Внушение на расстоянии, стр. 81.

******** Там же, стр. 24, 25.

—————————————————————————————————————-

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.