Попытки мистиков спасти религию

Вот и отступила зимняя стужа, на смену которой пришло тепло солнечных лучей, а значит, настало время сменить зимнюю резину на летнюю. Магазин в москве шины диски www.brandwheels.ru предлагает Вам переобуть своего ‘железного коня’ по самой выгодной для Вас цене.



Преодоление религиозных верований — сложный, противоречивый процесс. Многие люди в нашей стране отошли от православия, ислама, иудейства, порвали связи с религиозными организациями, но, лишенные научного мировоззрения, еще не пришли по-настоящему к атеизму. В этот период раздумья, сомнений, колебаний такие люди могут стать жертвами мистики. В 1962 г. в Ленинграде врач-гомеопат М. И. Бубнов, инженер П. В. Тарасов и другие распространяли книги по теософии именно среди таких лиц.

 

Используя то обстоятельство, что когда-то религиозное вольнодумство имело прогрессивное значение в истории человеческой мысли, современные мистики любят изображать себя «смелыми борцами за истину». В действительности они реакционеры. Среди них есть «скептики», сомневающиеся в отдельных догмах религиозной веры, отрицающие, например, рай и ад, имеются «свободомыслящие», т. е. свободно толкующие религиозные догмы, есть теисты, признающие личного бога, но отвергающие какое-либо вероисповедание, его догматы и культ. Однако если в XVII в. деизм помогал людям освободиться от религии, то в XX в. рассуждения о «Творце Вселенной как о Мировом Разуме, Верховном Начале» стали разновидностью утонченного мистицизма. Признание «божественного разума» принижает человека, обессмысливает значение его творческого труда.

 

Художник А. Е. Магараот вспоминал, что в августе 1916 г. в Швейцарии Ленин в беседе с ним высмеивал деистические фантазии. Беседа происходила ночью, когда на бархатном фоне неба ярко сверкали звезды. «Я заметил Ленину, — писал А. Е. Магарам, — что мысль невольно устремляется к Великому Разуму, когда перед глазами в небесном пространстве бесчисленное количество, мириады звезд. Ленин засмеялся и иронически произнес: «К боженьке!».

 

— Назовите это как хотите, Владимир Ильич… Теперь, когда я смотрю на небо, нельзя не удивляться движению этих светил, с точностью которого ни один хронометр сравниться не может. Разве не прав был Спиноза, который говорил: когда предо мною прекрасный часовой механизм, я невольно думаю о мастере, сотворившем его.

 

— Все это несет поповщиной, — ответил Ленин. — Короче говоря, вы хотите сказать, что все было создано боженькой. Хорошо, допустим, что все, что существует, всю вселенную боженька создал N-e число миллиардов лет назад, ну, а что он делал раньше, спал, что ли… Материя нетворима, она движется в пространстве и видоизменяется по существующим законам. Человечество постепенно открывает завесу с этих законов, и, таким образом, без боженьки познает природу… Познать природу можно только диалектическим путем, и боженька тут не при чем и является лишь преградой к познанию»*.

 


Некоторые современные богоискатели проповедуют мистический панентеизм, который понимает вселенную как «видение бога в природе», как способ проявления в ней бога.

 


У нас еще не перевелись отдельные лица, которые пытаются изобрести «религию без спиритуализма», «религию без бога», «атеистическую религию». В 1962 г. А. И. Григорьев из города Сланцы Ленинградской области прислал на философский факультет Ленинградского университета проект создания новой религии. Он полагает, что так как «все и всегда развивается по триаде», то «нельзя ограничиться атеизмом», это лишь «антитезис теизма», а поэтому должен быть придуман «синтез, сочетающий теизм и атеизм». Невежественные рассуждения Григорьева о материалистической диалектике сопровождаются такими «открытиями»: в свете диалектического материализма бога следует понимать как человека, жившего на какой-то планете, но прошедшего там через миллиарды лет эволюционного развития, которое обеспечило ему атрибуты всемогущества, всезнания и т. д. Свой проект «атеистической религии» Григорьев сопровождает нелепыми изысканиями в области мистики чисел. Все эти «открытия» ничего нового не содержат, это лишь модернизация поповщины.

 

В истории было немало попыток «подновить» религию, особенно характерных для нашего времени — времени сильного упадка ее влияния. В Западной Европе и США издается очень много наукообразных сочинений, авторы которых тщетно стараются найти местечко в современной научной картине мира для вмешательства сверхъестественных сил.

 

Истина противоположна лжи, никаких компромиссов между научным мировоззрением и религиозным миросозерцанием нет и быть не может. Но у отдельных российских интеллигентов еще не изжито до конца ошибочное представление о возможности мирного сосуществования религии и науки, суеверия и знания. Подчас в российскую литературу проникают неверные взгляды на взаимоотношения науки, искусства и религии. Получивший печальную известность своей путаной книгой об искусстве В. Турбин по сути дела отождествлял религию с наукой, утверждая, что «религия — наука о познании мира, превратившаяся в науку о том, как вести себя в уже познанном мире», что миф о сотворении мира богом — «трогательно простодушный очерк о безграничном творчестве», а «все, что есть в религии приемлемого с точки зрения гносеологии, принадлежит искусству»**.

 

—————————————————————————————————————-

*«Наука и жизнь», 1960, № 4, стр. 59.

**В. Турбин. Товарищ время и товарищ искусство. М., 1961, стр. 56—57.

—————————————————————————————————————-

 

В унисон этому заблуждению звучит мнение тех, которые заявляют, что «искусство аналогично гаданию, религиозной проповеди»***. Некоторые буржуазные ученые, плодотворно работающие в области семиотики (учения о знаках), нередко оказывают помощь мистике, отождествляя науку и религию, технику и магию, историю и мифологию. Эти ученые объявляют религиозные представления «бог», «черт» и другие мифологические образы знаками языка, которые будто бы содержат информацию об окружающем мире и поэтому служат средствами организации общества. Но в действительности религиозные представления дают людям не информацию, а дезинформацию об окружающем мире. В. И. Ленин писал: «Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей»****.

 

Наука и религия — взаимно исключающие друг друга формы общественного сознания. Последовательная борьба за передовое научное мировоззрение неотделима от борьбы против идеализма, религии, мистики.

 

—————————————————————————————————————-

***Симпозиум по структурному изучению звуковых систем. М., 1962, стр. 138.

****В. И. Лени н. Полное собрание сочинений, т. 48, стр. 232.

—————————————————————————————————————-

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.