Великие русские мыслители против мистицизма. Часть II

hand 192x300 Великие русские мыслители против мистицизма. Часть II

Материализация отдельных частей тела и появление целых человеческих фигур относится несомненно к числу подложных явлений, судя по недостатку точных доказательств, отсутствию пытливости в лицах, признающих подлинность этих явлений, судя по требованию медиумов об устранении критически настроенных лиц с таких сеансов и судя, наконец, по неоднократным случаям, когда медиумы были прямо изобличены в том, что совершали такие явления самолично или чрез посредство других лиц, участвовавших в обмане»*******. Члены комиссии единогласно пришли к заключению: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие»********.

 

В книге «Материалы для суждения о спиритизме» Д. И. Менделеев изложил итоги работы комиссии и опубликовал свои лекции, разоблачавшие медиумизм. Борьба ученого против спиритических суеверий доставила ему много неприятностей. Менделеева обвиняли в «подрывании основ», в том, что он не понимает, будто «медиумизм является новой эрой в духовной жизни человечества», «новым этапом в развитии науки».

 

Великий химик предвидел, что «разработка вопросов нервной физиологии не убьет нравственных начал, она только разрушит суеверия, существующие в этом отношении, т. е. предвзятые мысли, с давних пор на веру принимаемые. Для меня не подлежит сомнению, что настанет время, когда станут обо всем этом говорить так же спокойно, как говорят ныне о затмениях, о кометах»*********.
Труды И. П. Павлова действительно развеяли таинственный туман, которым мистики окружали психическую деятельность человека, сон и сновидение, гипноз и внушение.

 

Один из творцов современной экспериментальной медицины И. И. Мечников еще юношей с такой страстностью доказывал отсутствие сверхъестественного в природе, что гимназисты дали ему кличку: «Мечников — бога нет». В книге «Этюды о природе человека» И. И. Мечников писал, что наука не может допустить бессмертия сознания, так как сознание есть результат деятельности элементов тела, не обладающих бессмертием. В другой своей книге он высмеивал увлечения буржуазной интеллигенции мистикой, называл происки спиритов шарлатанством. Психолог В. Джемс, писал Мечников, был столь убежден в существовании загробного мира, что обещал после своей смерти найти способ духовного общения со своими друзьями. Джемс умер в 1910 г., но «до сих пор не выполнил этого обещания»**********.

 

Выдающийся ученый К. А. Тимирязев с одобрением относился к выступлениям И. И. Мечникова против мистицизма. В статье «Мечников — борец за научное мировоззрение» он подробно освещал доводы, при помощи которых известный ученый доказывал несостоятельность спиритизма***********. В статье «Антиметафизик» Тимирязев критиковал буржуазных реакционеров, утверждавших, что современная физика приводит будто бы к мистическим выводам************. В 1912 г. в Англии на международном конгрессе по вопросам «новой философии» выступил проф. Ф. Энрикес, призывавший потопить естествознание в мистике. В статье «Пятый юбилей «новой философии» — философии науки» К. А. Тимирязев гневно обрушился на Энрикеса и Бергсона. Он писал, что Бергсон объявил поход против разума в пользу инстинктов для того, чтобы помочь духовенству насаждать веру в бога.

 

————————————————————————————————————————————————————————-

*******Д. И. Менделеев, Сочинения, т. XXIV, 1954, стр. 215.

********«Голос», № 85, 25 марта 1876 г.

*********Д. И. Менделеев, Сочинения, т. XXIV, стр. 231

**********К. И. Мечников. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М., 1925, стр. 22—23.

***********См.: К. А. Тимирязев. Наука и демократия. М., 1963, стр. 295—301.

************См.: там же, стр. 302—314.

————————————————————————————————————————————————————————-

 

К. А. Тимирязев издевался над попытками загримировать спиритизм под науку: «Слово «psychical» должно здесь переводить «спиритическая». Общество for psychical researsch (председателем которого, к слову сказать, состоит теперь Бергсон) занимается исключительно спиритизмом, телепатией, столоверчением и т. д.»*************.

 

К. А. Тимирязев указывал, что в 1911 г. «Американское общество психологических исследований» опубликовало итоги наблюдений четырех своих членов над медиумом, все чудеса которого оказались плутней. «Исследованию посвящен том в 660 страниц. Стоило того!»**************.

 

————————————————————————————————————————————————————————-

*************Там же, стр. 323.

**************Там же, стр. 296.

***************Там же, стр. 460.

****************К. А. Тимирязев, Сочинения, т. IX, М., 1939, стр. 438.

————————————————————————————————————————————————————————-

 

В августе 1913 г. известный английский физик О. Лодж произнес речь на сессии «Британской ассоциации ученых», требуя, чтобы фокусы, при помощи которых он вступает «в общение с духами», были признаны за науку. В ответ на эту речь Тимирязев выступил в 1914 г. со статьей «Погоня за чудом как умственный атавизм у людей науки», в которой писал, что никто Лоджу не препятствует заниматься вызыванием духов, протестуют только против того, чтобы на эти препровождения времени ставился штемпель науки.

 

К. А. Тимирязев писал, что «в науке, в естествознании, а не в мистических и метафизических словоизвержениях, не в бессмысленных футуристических потугах или призывах вернуться на путь «свободной классической эротики», не в этих всех пережитках позорно издыхающей буржуазной культуры должна быть заложена основа идущей на смену ей культуры пролетарской — культуры будущего»***************.

 

В 1915 г. А. М. Горький обратился к Тимирязеву с предложением помочь привлечь естествоиспытателей для участия в журнале «Летопись», чья задача выступать против тех, кто призывает «от деяния — к созерцанию, от изучения — к фантазии, от науки — к религии и мистике»****************. Тимирязев горячо откликнулся на предложение писателя, помогал ему организовать в журнале естественнонаучный отдел. В 1920 г. вышел из печати сборник статей К. А. Тимирязева «Наука и демократия», направленный против идеализма и мистицизма в естествознании. К. А. Тимирязев подарил этот сборник В. И. Ленину.

 

————————————————————————————————————————————————————————-

*************Там же, стр. 323.

**************Там же, стр. 296.

***************Там же, стр. 460.

****************К. А. Тимирязев, Сочинения, т. IX, М., 1939, стр. 438.

————————————————————————————————————————————————————————-

 

lenin 300x231 Великие русские мыслители против мистицизма. Часть II

Великий Ленин на протяжении всей своей жизни вел борьбу против малейших уступок мистики, считая ее «невыразимейшей мерзостью». Он как философское завещание оставил задачу развивать воинствующий материализм, крепить союз марксистской философии с естествознанием. Многие советские ученые, например К. Э. Циолковский, под влиянием Ленина приобщались к этой борьбе с обскурантизмом. К. Э. Циолковский говорил: «Мой разум не оставляет места для веры в необъяснимое, для веры в сверхъестественное существо… К сожалению, приходится говорить о том, что среди нашей интеллигенции еще значительно распространена вера в бога, вера в сверхъестественное, т. е. признание области, неизвестной науке, не объясненной ею. Этому содействуют, по-моему, следующие причины: 1) детские впечатления, от которых слабый человеческий ум не может освободиться и в зрелых годах — религиозные впечатления; 2) робость перед тем, что, быть может, наука бессильна и «на том свете» придется расплачиваться за атеизм; 3) скромность, мешающая некоторым порвать с религиозными авторитетами, дерзнуть. Итак, трусость, нерешительность заставляют многих верить во что-то туманное. У интеллигенции эта вера часто проявляется в отвратительнейших формах мракобесия — оккультизма, теософии и т. п. … Я восхищаюсь мероприятиями Советской власти в направлении борьбы с верой в бога — и закладкой научного, антимистического мировоззрения в нового человека в школе, и разоблачением лжи религии»*****************.

 

В книге «Ленин и физика» покойный президент Академии наук СССР С. И. Вавилов указывал, что советские ученые, следуя завету Ленина, должны разрушать карточные домики мистицизма. Передовые ученые знают, что наука и религия, познание и мистика несовместимы.

 

————————————————————————————————————————————————————————-

*****************«Коммуна», Kawiyra, 14 апреля 1928 г.

————————————————————————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: Великие русские мыслители против мистицизма Часть
Автор: admin | 23 Март 2012 | 299 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100