Со скоростью полета ракеты-носителя M-V компания «FIALAN» доставит Вам товары из Китая на самых выгодных для Вас условиях!
Заинтересовались и хотите узнать подробности? Тогда посетите сайт www.fialan.com.ua.
Старт РН М-V
Топливная смесь состоит из перхлората аммония (окислитель, 68% по массе), алюминиевого порошка (металлическое горючее, 20%) и сополимера бутадиена (горючее — связка, которая держит все компоненты вместе, 12%). Катализатор горения двигателей М-14 и М-24/25 — окись железа, добавленная к топливной смеси.
Японские законы ограничивают производство твердого топлива порциями до 2 т за один замес. Следовательно, необходимо было увеличить время полимеризации заряда при заливке таких больших двигателей, как М-14 и М-24/25. Температура полимеризации снижена с 601 до 501° С, что не нарушает механических свойств готового заряда.
На каждой ступени РН используются частично утопленные сопла, параметры которых оптимизированы исходя из расчета двухфазного потока при горении топлива.
Двигатели М-14 и М-24/25 оснащены соплами с фиксированным коническим насадком, двигатели М-34 и KM-VI — раздвижными телескопическими насадками, повышающими эффективность РДТТ и уменьшающими их длину.
Принцип действия раздвижного сопла на двигателе М-34
Раздвижные сопла состоят из двух секций — неподвижной и сдвигающейся; последняя перед включением РДТТ устанавливается в рабочее положение с помощью блока геликоидных пружин, смонтированного внутри неподвижной части. После этого легкий и высоконадежный механизм развертывания сбрасывается за счет остаточной энергии пружин.
Разгонная (четвертая) ступень РН (двигатель KM-VI с раздвижным соплом)
Выигрыш в увеличении полезного груза от использования системы развертывания только на двигателе М-34 оценивается в 5,65 кг.
Двигатели М-14 и М-24/25 используют единый тип воспламенителя, работающий на том же топливе, что и РДТТ, и установленный на верхнем днище двигателя. Основная его задача — ускорить процесс зажигания основного заряда и уменьшить задержку воспламенения.
Двигатели М-34 и KM- VI используют воспламенитель, который вводится через критическое сечение сопла и сбрасывается после включения РДТТ, тем самым, улучшая массовое совершенство ступени РН.
Воспламенители двигателей РН М-V разработаны с учетом снижения скачка давления в момент зажигания основного заряда.
Двигатели М-14, М-24/25 и М-34 оснащены блоком дистанционного безопасного взведения. Воспламенение может происходить только в случае подачи команды от наземных систем в конце предстартовых операций.
Двигатель М-14 оснащен системой управления вектором тяги с подвижным соплом (управление по каналам тангажа и рысканья) и РДТТ управления по крену. СУВТ качает сопло с помощью пары сервоприводов; гидравлическая жидкость в привод нагнетается блоком горячего газа, включающим твердотопливный газогенератор и турбонасосный агрегат (импульсная газовая турбина, объединенная с центробежным насосом). Сопло двигателя установлено на гибком соединении с эластомерными вставками.
Для управления по крену используются 16 РДТТ, смонтированные вокруг хвостовой части ступени РН и объединенные в четыре модуля.
Двигатель М-24/25 оснащен СУВТ с впрыском жидкости в закритическую часть сопла (управление по тангажу и рысканью) и РДТТ управления по крену. После того, как основной двигатель второй ступени РН прекращает работу, трехосная стабилизация РН осуществляется посредством четырех модулей вспомогательных РДТТ. Система впрыска включает семь контейнеров с жидкостью, блок наддува и четыре модуля электрогидравлических инжекторов управления.
В качестве впрыскиваемой жидкости используется 55%-й водный раствор перхлората натрия, выдавливаемый сжатым азотом.
Двигатель М-34 оснащен СУВТ с гидроприводами совместно с боковыми РДТТ управления по крену. Раздвижное сопло двигателя М-34 качается в гибком подвесе парой электромеханических сервоприводов с пропорциональным цифровым преобразователем и блоком батарей. Стабилизация РН после окончания работы основного двигателя осуществляется с помощью 16 модулей сопел, работающих на гидразине, выдавливаемом холодным газом. Вся система состоит из 16 ЖРД, пары топливных баков (10,6 кг каждый), двух наборов баллонов наддува со сжатым азотом и двух наборов приводов управляющих клапанов.
Для закрутки верхней (четвертой) ступени РН служат тангенциально установленные РДТТ, работающие на топливе, содержащем меньшую долю алюминия.
В настоящее время процесс разработки проекта РН М-V можно считать завершенным. Летные испытания РН окончились.
РН M-V на старте
Почти полувековой опыт японских организаций в области ракетных разработок был сконцентрирован в новой РН, что делает ее одной из наиболее совершенных твердотопливных РН мира.
Предполагалось, что РН будет служить «рабочей лошадкой» для японских космических научных миссий, но по многим причинам стоимость программы и промежутки между запусками значительно выросли. В ближайших планах — только несколько пусков.