Мистификация психологии. Часть III

Ярчайшими украшеньями вашей квартиры, которые не смогут скрыться от глаз гостей, станут экологичные натяжные потолки, все заботы по установке которых возьмут на себя опытные специалисты сайта ivmast.ru.


041512 1732 14 Мистификация психологии. Часть III

В 1933 г. проф. А. Шренк-Нотцинг опубликовал в Берлине книгу «Феномены медиума Руди Шнейдера», описывая, как на сеансах этого медиума будто бы сами собой передвигались различные предметы. Вскоре оба брата Руди и Вилли Шнейдеры были изобличены в мошенничестве проф. Стефаном Мейером в Вене. Сколько было написано в парапсихологической литературе о поразительных феноменах «криминологического телепата» То-Рамы, но ни слова не сказано о том, что его разоблачили в 1934 г. в криминологическом институте и в университете в Граце. В книге «Парапсихология. Наука

оккультного» (1957 г.) П. Ринггер описывает «поразительные феномены» медиума Слэда, но умалчивает о том, что в 1876 г. в Лондоне Слэда уличили в мошенничестве и присудили к 3 месяцам тюремного заключения. У парапсихологов исключительно хорошая память, когда они пишут о «чудесах» медиумов и полное отсутствие ее когда дело касается случаев их разоблачения********.

 

—————————————————————————————————————————————

********См. данные о разоблачениях известных медиумов: A. L е h-raann. Aberglaube und Zauberei von den altesten Zeit bis ziir gegenwart. 3 Auf. Stuttgart, 1925, S. 371—386; Medizinischer Okkul-tismus, Paramedizin. Iena, 1962. S. 9—12.

—————————————————————————————————————————————

 

В парапсихологической литературе много писалось об эктоплазме, «расплывчатом сиянии, исходящем изо рта медиума». Доктора Желай и Крауфорд написали об эктоплазме целый том, уверяя, что это не что иное, как «исход души из тела». Обычно для производства эктоплазмы медиум использует длинную полоску сырой, смазанной жиром ваты, которая в темноте принимается суеверными людьми за таинственную «эктоплазму». Фокусник Кирней взял немного очень тонкого газового материала, изготовил из него мешочек, покрыл светящимися красками и во время сеанса медленно надувал мешочек, отчего мешочек в темноте принял неопределенные очертания и мог сойти за что угодно. В Англии особо славились чудеса «исхода души» изо рта медиума Дилля. Он сшил из тончайшей резиновой пленки мешочек, придав ему человеческие формы, и на сеансах у него изо рта «исходил» маленький человечек. Однажды Дилля все же поймали. «Душу» вытащили из его рта. Она оказалась резиновой.

 

041512 1732 15 Мистификация психологии. Часть III

В книге «Симуляция чудесного» известный французский историк религии и психиатр П. Сентив доказал, что парапсихологические феномены — это явное мошенничество ловких и смелых профессионалов-шарлатанов или бессознательный обман со стороны лиц, страдающих пороком, который ученые называют мифоманией. Многие парапсихологические феномены в действительности оказались плодом внушения и галлюцинаций.

 

В поведении больных в психиатрических больницах наблюдаются явления, которые неправильно считаются объектами парапсихологии. Эти явления можно заметить у больного во время его сна, гипноза, они бывают при истерии, эпилепсии, горячечном бреде и выдаются парапсихологами за какие-то таинственные явления человеческой психики. Ряд нервно-психических заболеваний сопровождается обманом чувств, обманом памяти, галлюцинациями. У шизофреников предметы, особенно лица, часто кажутся призраками. Некоторые психические больные уверяют, будто умеют читать чужие мысли. Все эти патологические явления могут быть объектами изучения психиатрами, но не должны быть предметами спекуляций любителей таинственного, мистического.

 

Однако при объяснении чудесных исцелений, видений святых и т. п. нужно помнить не только о несчастных больных, страдающих галлюцинациями, но не забывать и о профессиональных мошенниках. А. Франс справедливо писал, что не слишком ли услужливо иной раз топят чудо в полусвете нервной психологии, не следует ли время от времени допускать предположение о сознательном обмане, почитать, что написано по этому вопросу у Вольтера.

 

041512 1732 16 Мистификация психологии. Часть III041512 1732 17 Мистификация психологии. Часть III

Частые случаи разоблачения медиумов не влияют обычно на парапсихологов, желающих во что бы то ни стало верить в чудеса. Парапсихологи пишут, что «одно разоблачение обмана в прошлом отнюдь не дает права исследователям игнорировать медиума». «Ползучие» эмпирики, требующие доказательства подложности феномена в каждом отдельном случае, могут тысячу раз изобличать медиума в жульничестве, но будут все-таки продолжать искать его подлинных феноменов. Парапсихологи открыли «законы», покрывающие мошенников: «Сомнения мешают появлению феноменов», на основании чего «ни один сомневающийся (а разве может исследователь не сомневаться, — М. Ш.) не может увидеть явления». Парапсихологи утверждают, что опыты с самопередвижением предметов, с «материализацией духовной субстанции медиума» и т. д. должны происходить только в темноте. Едва ли следует доказывать, что феномены телекенезии, рекламируемые парапсихологами, т.е. попытки одной лишь силой воли сдвигать с места предметы или влиять на бросок игральной кости, невозможны.

Парапсихологи могут по своей основной профессии заниматься какой-нибудь отраслью естествознания, в которой они применяют научные методы критического исследования, но их очень нетрудно одурачить там, где экспертами могут быть лишь фокусники, знающие способы, как производятся различные обманы. Обыватель же, слепо верящий авторитетам, читая в газетах, например, заявление директора французского метапсихологического института Э. Ости о том, что ему удалось во время опытов с Руди Шнейдером, о разоблачении которого мы уже писали, обнаружить струю «какой-то неведомой субстанции», которая сама двигала предметы, проникается полным доверием к сообщению, начинает еще усерднее молиться богу и надеяться на тот свет. Известно, что сам Ости проповедует веру «в трансцендентальную общность душ людей», т. е. в потусторонний мир.

 

Парапсихология лишена всякого научного основания. Экспериментальный материал, приводимый в парапсихологической литературе, не является достоверным, так как описывается только самими авторами, которые не в состоянии представить науке неоспоримые доказательства существования рекламируемых ими «феноменов», их нельзя воспроизвести, поскольку они являются лишь объектом веры. Проф. Прокоп писал в книге «Медицинский оккультизм», изданной в Иене в 1962 г., что в науке нет места для парапсихологических исследований. Соглашаясь с ним, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, директор Всесоюзного института экспериментальной медицины проф. Д. А. Бирюков в своей статье «Наука ли телепатия?» полностью отверг парапсихологию. Он писал: «Наука, а также та или иная научная гипотеза получают право на существование в том случае, если в их основе лежат объективные факты или логически вытекающие из них идеи. С этой точки зрения парапсихология, метапсихология и т. п. не могут быть отнесены к науке»*********.

 

Таким образом, анализ парапсихологии показывает, что она, хотя и маскируется под науку, все же не относится к ней; что же касается различных психопатологических способностей медиумов, выступающих теперь под новыми названиями и спекулирующих на болезненных явлениях своей психики, то они могут, конечно, изучаться врачами и психиатрических больницах, но не должны служить объектом необоснованных сенсаций, порождающих суеверия. Правильно ответил в 1869 г. известный английский ученый Томас Г. Гексли, когда ему предлагали исследовать чудеса медиумов: «Если мы предположим, что эти явления подлинны, они меня не интересуют. Если бы кто-либо одарил меня способностью слушать болтовню старух и попов в ближайшем кафедральном городе, я отклонил бы эту привилегию, так как у меня есть более важные дела… Единственное благо, которое я могу видеть в доказательстве истинности спиритизма, состоит в том, что она дает дополнительный аргумент против самоубийства. Лучше жить дворником, чем умереть и быть вынужденным говорить чепуху по воле медиума, нанятого по цене одна гинея за сеанс»**********.

 

—————————————————————————————————————————————

********** Цит. по: Leonard Huxley. Life and Letters of Thomas Henry Huxlev, vol. I, Appleton, 1900, p. 452.

—————————————————————————————————————————————

 

041512 1732 18 Мистификация психологии. Часть IIIПочему же парапсихология существует в капиталистических странах, если она чужда подлинному научному знанию? Парапсихология служит определенным целям в борьбе против материализма и атеизма. Задача ее состоит прежде всего в том, чтобы вызвать интерес к мнимым таинственным явлением человеческой психики, которые будто бы получают свое наиболее убедительное истолкование в религиозной вере в сверхъестественный мир. В 20-х годах нашего века председатель «Американского общества психических исследований» д-р В. Мак Дугалл неоднократно говорил о том, что распространение материализма приводит к упадку религии, а поэтому огромное значение приобретает парапсихология, которая должна своими опытами подтвердить принципы идеализма, а тем самым способствовать укреплению религиозности.

 

Современная парапсихологическая литература полна призывов «победить материализм его же орудием — научным методом», «экспериментально доказать, что все явления материального мира следует рассматривать как призрачное многообразие проявлений нематериального мира».

 

Председатель швейцарского общества парапсихологов П. Ринггер в своей книге «Картина мира по парапсихологии», изданной в Фрейбурге в 1959 г., пишет, что задача этой «новой науки» исследовать факты, подтверждающие веру в бессмертие души и загробный мир. Заключительная глава его книги, наполненной мистическим бредом, называется «Человек как житель двух миров». С 1963 г. в США издается «Бюллетень исследований переживаний личности после смерти тела», т. е. журнал, пытающийся «экспериментально» обосновать бессмертие души.

 

Как бы парапсихология хорошо ни маскировалась в научное одеяние, она оказывается одной из форм оккультизма, тайной служанкой открытой поповщины. Прав был президент «Берлинского психологического общества» А. Молль, когда писал «в 20-х годах, что «парапсихология это не наука, придет время, когда о ней будут вспоминать лишь как о курьезе»***********.

 

—————————————————————————————————————————————

***********Цит. по: A. Schrenck-Notzing. Grundfragen der Para-psychologie. Stuttgart, 1962, S. 29.

—————————————————————————————————————————————

Автор: admin | 15 Апрель 2012 | 405 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

You must be logged in to post a comment.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.