Социальные корни мистицизма. Часть II

an 300x199 Социальные корни мистицизма. Часть II

Церковь стремится проскользнуть ужом через те многочисленные лазейки «таинственного», «чудесного» и «непознаваемого», которые ей представляет пропаганда вне-вероисповедной мистики. Духовенство надеется, что усиление этой пропаганды чудес поможет ему вернуть себе утраченную власть, явится могучим оружием в борьбе мрака с разумом. Один известный христианский богослов пишет в сборнике статей «Мистицизм и новейшая мысль», изданном в Нью-Йорке в 1959 г., что среди различных планов усиления религиозности населения и «оздоровления церкви» самым важным является предложение о «возрождении мистицизма», которое якобы еще может «спасти религию», так как «мистицизм — это сердце религии»********.

 

Духовенство использует пропаганду внецерковной мистики, чтобы загнать верующих в опустевшие храмы, убедить фокусами оккультистов в существовании «божественных сил внутри и вне пас»*********. Поэтому, согласно сообщениям английских буржуазных газет, деятели англиканского духовенства приветствуют усиление «исследований из области общений с загробным миром», а в 1963 г. какой-то священник даже заявил, что установил контакт с покойной голливудской кинозвездой Мэрлин Монро и «выяснил все обстоятельства ее потусторонней жизни».

 

Церковники обеспокоены современным упадком религиозности. Они пишут, что и ранее наблюдались случаи ослабления веры, но, разочаровавшись в одной религии, люди обретали новую, теперь же значительная часть человечества покидает христианские церкви, в которых она молилась в течение многих столетий, чтобы остаться вне всякой церкви. Несмотря на засилие в США религиозного мракобесия, «почти 70 миллионов американцев — около 40% населения не посещают церковь и не принадлежат ни к каким религиозным организациям», признал в июне 1959 г. журнал американских протестантов «Знамения времен». По данным английского журнала «Экономист», опубликованным в 1961 г., в Англии из 38 млн человек, достигших 18 лет, ходят в церковь только 8 млн. В ФРГ лишь половина католиков регулярно посещает церковные службы. Озабоченное потерей своего влияния на умы трудящихся духовенство заинтересовано в оживлении мистицизма.

 

Еще в конце XIX в. богослов Светлов писал о том, что «мистицизм… мостик для перехода из материализма в область спиритуализма… Мистическое — это та почва, на которой спиритуализм открывает смертельную войну материализму… Мистицизм великие услуги должен будет оказать… для богословской мысли». Богослов приветствует даже гадания по звездам, «если и астрология может быть полезна для обращения заблудшего ума»**********.

 

————————————————————————————————————-

12 Mysticism and the modern mind. The liberal arts Press, 1959, p. 20.

13 A. W i e s i n g e r. Okkulte Phanomene ini Lichte der Theolo-gie. Graz, 1952.

м П. Я. Светлов. Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии. СПб., 1897, стр. 11—14.

————————————————————————————————————-

 

Современные протестантские теологи надеются, что с распространением мистицизма можно будет преодолеть разрыв между наукой и религией, вернуть себе власть над умами людей. Некоторые из этих богословов говорят о единстве задач естествознания, религии и «тайных наук». Плохи должно быть дела теологии, если для ее спасения нужны фокусы оккультистов!

 

Чем больше падает влияние церкви среди рабочего класса, тем сильнее растет религиозность среди буржуазии. Буржуазию охватывает чувство постоянной неуверенности и страха перед надвигающимися социальными потрясениями, поэтому многие топят свой пессимизм, сознание своей обреченности в потоках религии и мистики.

 

В конце XIX в. поэт Федор Сологуб верно писал о настроениях буржуазии, опасающейся потерять свою власть:

 



«Так как все проходит мимо,
Нам таинственность нужна
Вроде радужного дыма,
Вроде бреда или сна».

 

Предоставив церкви влиять на эксплуатируемые народные массы, буржуазия ищет для своего развлечения, утешения и забвения пряную мистику, часто сдобренную эротикой. Этим объясняется то, что в капиталистических странах на протяжении последних 50 лет число членов малых религиозных организаций увеличилось в несколько раз. В Париже существует 2 тыс. таких организаций: «друзья человека» (15 тыс. человек), антуанисты (10 тыс. человек), последователи «монфаветского Христа» (400 членов) и т. д.

 

В 1961 г. в Париже состоялся суд над испанцем Альфредом Бельмонте, создавшим мистическое общество женщин «Космическое пламя». Этот «пророк» проповедовал какую-то невероятную смесь оккультизма, христианства и индуизма. В желтом полумраке, при свете восковых свечей участницы сборищ распевали молитвы, а потом танцевали обнаженными. Когда Бельмонте был арестован за то, что уморил с голоду нескольких своих последовательниц, то на допросе сообщил, что свое учение он заимствовал из Индии, где будто бы жил долгое время в своем предыдущем перевоплощении.

В послевоенные годы многие буржуазные интеллигенты оказались в состоянии глубокой растерянности, их охватила тревога, сознание своей опустошенности. Для успокоения буржуазной интеллигенции нужны наркотические яды в огромных дозах. Старые религиозные средства одурманивания более недостаточны. Правящие классы в капиталистических странах дополняют религию мистикой, используют ее для того, чтобы сбить с толку свою интеллигенцию, восстановить ее против идей социализма и коммунизма. Разгул реакции и мистики, воскрешение наиболее грубых суеверий в наши дни — еще одно свидетельство глубокого кризиса духовной жизни капиталистического общества, показатель неотвратимого процесса разложения буржуазной культуры.


Найти на unnatural: Социальные корни мистицизма Часть
Автор: admin | 24 Март 2012 | 81 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100