Социальные корни мистицизма. Часть I

Если годы начали брать свое, а выглядеть на 25 ой как хочется, то не нужно ложиться под скальпель хирурга: достаточно всего лишь найти хороший Салон красоты, опытные специалисты которого вернут Вам не только былую молодость, но и, что гораздо важнее, уверенность в себе! Я рекомендую Вам обратить свое внимание на салон «Амели», более подробно узнать о котором Вы можете на сайте www.amelie-style.ru.


Буржуазные философы-идеалисты утверждают, что у людей всегда будет неискоренимое стремление к мистике, все таинственное привлекает человека как пустое пространство и, производя головокружение, притягивает к себе подобно бездне. Марксизм-ленинизм разоблачает поповские вымыслы о врожденности мистицизма, выдумки основоположника позитивизма О. Конта о том, что человек — «религиозное животное».

 

В капиталистическом обществе мистика имеет глубокие социальные корни, она неотделима от реакционной идеологии буржуазии, от ее проповеди религии. Само существование капитализма — основная причина живучести мистицизма. При капитализме происходит всеобщая мистификация действительности, на всю общественную жизнь, по словам Маркса, ложится мистическое, туманное покрывало. Критикуя справа буржуазное общество, дворянские мистики признавались, что оно кажется им «заколдованным царством», в котором все замаскировано и символично, всюду господствуют фикции, происходит политический маскарад. «Мир финансовый, мир денежный, мир банков и бирж есть в своем роде очень таинственный, можно даже сказать мистический мир, — писал дворянский философ-идеалист Н. А. Бердяев. Существует мистика денег, дьявольская мистика. Она тайно правпт миром»*.

 

Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно неисчислимые, страдания рабочим людям, — вот в чем, по Ленину, глубокий корень религии в капиталистических странах**. В буржуазном обществе на трудящихся обрушиваются такие гнетущие силы капитала, которые часто для многих непостижимы, поэтому они принимают в сознании людей таинственный характер, представляются сверхъестественными, неотвратимыми. Мистическому истолкованию многих общественных и природных явлений способствует невежество народных масс. Описывая тяжесть работы ткачей на немецкой фабрике в Вуппертале, их нищету и страдания, Ф. Энгельс писал, что удел этих людей —мистицизм или пьянство. Он указывал, что «в низших сословиях мистицизм господствует больше всего среди ремесленников». В кузнечной или сапожной мастерской обычно «восседает мастер, справа подле него — библия, слева, по крайней мере очень часто, — водка»***.
В современных капиталистических странах мистические настроения порождаются страхом перед войной, безработицей, нищетой, голодом. Две трети населения земного шара, находящегося под гнетом капитала, живет в нищете. Страх перед завтрашним днем никогда не покидает трудящихся при капитализме. Следствием постоянных тревог и страха американцев перед будущим является большой процент самоубийств: в США ежегодно кончают жизнь самоубийством до 20 тыс. человек, т. е. происходит примерно 57 самоубийств в день. Кроме того, более 50 тыс. человек ежегодно совершают попытки самоубийств****.

 

Кризис империализма поразил не только экономическую структуру, политический строй, он нашел свое отражение и в сфере идеологии буржуазного общества. Буржуазные философы характеризуют современную эпоху как эпоху страха, ужаса и отчаяния, пишут, что преобладающим настроением XX в. является глубокая меланхолия*****. Отражая тревогу буржуазии за свое существование, ее мыслители пытаются распространить этот страх на все человечество. Однако он чужд сознательным трудящимся «Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла, — писал Ленин, — не видит выхода, не способен бороться»******.

 

«Философия страха» ведет людей в трясину мистицизма. Патологическое состояние общественного сознания в буржуазных странах создает благоприятные условия для мистики. Ужас, отчаяние, тоска бдинокого, растерявшегося человека и родит в нем болезненное чувство зависимости от каких-то потусторонних сил. И. П. Павлов указывал на связь психических заболеваний с мистикой. Он говорил по поводу одной больной: «У нее наступило тяжелое болезненное состояние, она бросилась в суеверие, отдалась оккультизму»*******.

 

————————————————————————————————————-

*Н. А. Бердяев. Христианство и классовая борьба. Париж, 1931, стр. 63.

**См.: В. И. Лени н, Полное собрание сочинений, т. 17, стр. 419.

***К. М а р к с и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 1, М., стр. 456.

****См.: «Правда», 13 января 1958 г.

*****См.: Е. Meyer and F. Brower, Patterns of New Philosophy. Washington, 1955, p. 1.

******В. И. Лени н, Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 41.

*******Павловские среды, т. П. Л., 1949, стр. 415.

————————————————————————————————————-

 

В своей книге «Империализм и ухудшение здоровья трудящихся» А. Н. Рубакин сообщал в 1959 г., что в США в психиатрические больницы ежегодно поступает свыше 300 тыс. новых больных и около 200 тыс. обращаются по поводу рецидивов. В США насчитывается 3 млн 800 тыс. алкоголиков, из которых 950 тыс. страдает тяжелыми формами алкоголизма. Среди хронических алкоголиков 800 тыс. женщин. Раздувание «холодной войны», политика «на грани войны», проводимая правящими кругами США, создали такую атмосферу, которая способствует появлению психических расстройств. В послании президента США Линдопа Джонсона конгрессу о мерах по улучшению медицинского обслуживания в стране, опубликованном в январе 1965 г., указывается, что в США около 10 млн. человек страдает расстройством нервной системы, а душевнобольные занимают почти половину всех больничных коек в стране.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.