Из истории мистики в Западной Европе и США. Часть II

Вы всей душой верите в предсказание Майя и даже не сомневаетесь в том, что конец света 2012 года – это неизбежная реальность? Тогда советую Вам посетить сайт www.barbatos.ru, целиком и полностью посвященный данной теме.


В 1704 г. философ университета в Галле X. Томазий выступил с «Краткими положениями о колдовстве и о процессах ведьм». Томазий писал: «Процессы ведьм совершенно бессмысленны. Черт есть просто изобретение папских попов, главное их средство запугивать людей и вытягивать у них деньги». Позорные процессы над женщинами, обвиняемыми в ведовстве, постепенно были прекращены, вера в ведовство стала исчезать.

 

В XVII—XVIII вв. в условиях загнивания дворянского общества, наступления эпохи буржуазных революций наиболее восприимчивой к мистике оказалась аристократия. Г. В. Плеханов указывал, что мистика была в XVIII в. одним из средств идейной борьбы с движением третьего сословия, гораздо более пригодная для людей, прошедших через вольтерьянство, нежели христианская догматика и обрядность. Дворян уже не могло удовлетворить церковное вероучение, но, уйдя из-под его влияния, они оказывались во власти мистики, в которой видели средство борьбы против освободительной материалистической философии.

 

В конце XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XVI, вскоре казненного на эшафоте, подвизался авантюрист граф А. Калиостро (Д. Бальзамо), выдававший себя за величайшего чародея, «божественного великого Копта». Его поддерживал могущественный князь церкви кардинал Роган. За это Калиостро вызывал «духов» умерших французских философов-просветителей, которые каялись в своих грехах. После суда над Калиостро, уличенном в краже драгоценностей, выяснилось, что он был только ловким шарлатаном.

 

В 1760 г. во Франции граф Сен-Мартен (1743—1803) организовал дворянский орден мистиков, занимавшихся «тайными науками». Политический реакционер Сен-Мартен проповедовал «полное уважение к закону иерархического начала во вселенной и в человечестве», предостерегал от увлечения выборным началом, звал к борьбе с материализмом. Осуждая церковь за то, что она не смогла предотвратить распространение атеизма, Сен-Мартен писал, что священники породили философов, а философы готовят всеобщую гибель. Вольтер дал такой отзыв о книге Сен-Мартена «О заблуждениях и истине или воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания», изданной в 1775 г.: «Не думаю, чтобы когда-нибудь было напечатано что-либо более абсурдное, темное, нелепое и глупое, чем эта книга»****. От Сен-Мартена пошли «мартинисты» — «рыцари Христа», насаждавшие оккультизм в масонстве.

 

В XVIII в. очень распространены были так называемые франкмасонские общества, занимавшиеся «божественной алхимией» «христианской каббалистикой». Начало этому движению было положено в Англии, где в 1717 г. дворянская знать организовала первое франкмасонское общество «вольных каменщиков» — тайное религиозно-этическое объединение «символических строителей». Они создали вымышленную историю своей организации, будто бы восходящей к временам строительства иерусалимского храма Соломона. Масоны, ставя своей целью воздвижение символического храма добродетели, стремились, как они утверждали, искоренять пороки. Франкмасоны заимствовали у средневековых артелей каменщиков их символы и аллегории — циркуль, наугольники и куб; их инструменты — молоток и лопатку, части рабочей одежды — фартук и перчатки; звание мастеров, подмастерьев и учеников; наименование «ложа» (мастерская, где хранятся инструменты) и др. В Англии масоны склонялись к деизму, во Франции выступали против католической церкви, религиозной нетерпимости, национальной исключительности и сословных привилегий. Поэтому в XVIII и XIX вв. христианская церковь осуждала масонство.

 

Масонское движение (собрания законспирированных лож, тайный ритуал посвящения и т. д.) иногда использовали дворянские революционеры в Западной Европе и в России. Но католическая литература преувеличивает роль масонов в революции 1789 г. во Франции. «Самый характер деятельности масона исключал возможность политической оппозиции»*****, правильно отмечается в одной пз книг, посвященных масонству. Глава французских масонов герцог Филипп Орлеанский был казнен в 1794 г. на эшафоте. Масоны поддерживали императора Наполеона III. Во второй половине XIX в. во Франции масонские ложи, возглавляемые лидерами радикалов, превратились в ассоциации свободомыслящих буржуа. В масонстве проповедь отвлеченных добродетелей и филантропии сочеталась с мистикой, с враждебным отношением к революционному рабочему движению.

 

—————————————————————————————————————-

****Цит. по: Г. В. Плеханов. О религии и церкви, стр. 517.

*****Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1915, стр. 57.

—————————————————————————————————————-

 

Руководитель английских масонов Д. Перси, приехавший в 1907 г. в Москву, цинично ответил репортеру на вопрос о том, каких результатов добиваются масоны своей пропагандой, если она окажет влияние на народные массы: «Рабочие тогда перестанут предъявлять чрезмерные требования»******.
В 1920 г. на II конгрессе Коммунистического Интернационала была отмечена полная несовместимость коммунистического мировоззрения с франкмасонством как проповедью мистического «братства». Масонство сейчас распространено среди американской буржуазии, которую привлекает таинственность и символизм его ритуала. В США насчитывается около 4 млн масонов. Организационный центр современного масонства находится в США, откуда ведется пропаганда мистического братства капиталистов и рабочих.

 

В начале XIX в. усиление мистицизма было связано с наступлением международной реакции, которая подавила дальнейшее развитие буржуазной революции. Во многих странах увлекались сочинениями немецкого философа-мистика, «сапожника-антихриста» Якова Бёме (1575— 1624). А. И. Герцен указывал, что фантазии Бёме, облекаясь в странные мистические одежды, дали основу самым эксцентричным, самым безумным отклонениям от истины. Сведенборг, Эккартегаузен, Штиллинг и их последователи немецкие духовидцы большую долю своего мракобесия почерпнули из Бёме. Ему отчасти обязан и немецкий философ-идеалист Ф. Шеллинг тем, что впал в мистический сомнамбулизм. Под влиянием книги Ф. Шеллинга «Философия мифологии и философия откровения» проф. Ф. Крейцер пришел в Германии к фантастическому выводу, что в очень древнее время в Египте существовала жреческая каста, владевшая необычайно глубокими знаниями, скрытыми от народа в символах. Эти выдумки, повторяющие вымыслы неоплатоников, что в мифах, как в символах, скрывается неведомая мудрость, были подхвачены мистиками, объявившими себя во второй половине XIX в. оккультистами, искателями «древних знаний о тайных силах человека и природы».

 

—————————————————————————————————————-

******Л. Львович. Масоны. М., 1909, стр. 68.

—————————————————————————————————————-

Оккультисты признавали, будто бы имеются «скрытые натуральные силы», которые могут персонифицироваться и вступать в общение с людьми. В отличие от христиан, относящих «божественную силу» и «нечистую силу» к сверхъестественному миру, оккультисты считали все «тайные силы» природными, якобы могущими проявляться в форме звуковых и световых феноменов и даже материализироваться, т. е. приобретать видимое тело. Предания об этих «тайных силах» и способах общения с ними будто бы дошли до нас из глубокой древности.

 

Оккультисты утверждали, что египетский бог Тот, изобретатель речи и письма, превращенный греками в Гермеса Трисмегиста (т. е. трижды величайшего), передал оккультные знания жрецам, сохранившим их в символах. Спекулируя на слепом доверии к древней мудрости, оккультист Боек в книге «Разоблаченная Изида» сочинил сотни цитат из древнейших рукописей, которых на самом деле нет ни в одной библиотеке мира, будто бы доказывающих, что все изобретения и открытия XIX в. были известны египетским жрецам. От этой фальшивки пошли современные попытки наделять древних жрецов Нильской долины умением изготовлять и пользоваться всеми чудесами техники от динамо-машин до воздушных шаров. В книге аббата Морэ «Мистическая наука фараонов» рассказывается, будто в глубокой древности культура стояла так высоко, что тогда были уже известны многие завоевания техники нового времени. В действительности традиционное мнение, восходящее к древнегреческим путешественникам, о якобы высокой сокровенной мудрости египетских жрецов следует отпести к области фантазии.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.