Если Вы с гордостью и во всеуслышание можете заявить: “я-женщина”, тогда в закладках вашего браузера обязательно должен присутствовать сайт www.zateynica.com, где Вы найдете множество интересных статей женской тематики!
Церковь мечтает повернуть человечество назад в духовную тьму прошлого, надеясь на восстановление своей роли утешительницы и руководительницы людей. К. А. Тимирязев писал, что проповедь иррационализма и антиинтеллектуализма, имеющая безнадежную цель задушить научную мысль, нужна «для тех, кто продолжает мечтать о возвращении себе прежней неограниченной власти над темными массами, прежде всего для клерикалов, но также и для их пособников вроде Бергсонов… председательствующих в спиритическом обществе и проповедующих упразднение разума и замену его бессознательной интуицией»*********.
Известным проповедником иррационализма и антиинтеллектуализма был французский философ-идеалист А. Бергсон (1859—1941), который стремился, по его словам, «преодолеть точку разума». Бергсон утверждал, что иррациональное (неразумное) — это то, что недоступно рассудку, что не подчиняется законам логики («сверхразумное») и может быть познано инстинктом, интуицией, сверхчувственной способностью познания. Эта идеалистическая философия, отрицающая неограниченные возможности разума, насквозь мистична. Еще Г. В. Плеханов отмечал, что Бергсон симпатизирует Плотину, оказывает огромные услуги вере в существование сверхприродной действительности, которая познается через предчувствия, откровения и наития. В книге «Два источника морали и религии» Бергсон писал о том, что склонность к магии, оттесненная наукой, остается у людей и выжидает своего часа, чтобы овладеть их сознанием. Он уверял, что люди нуждаются в «мистических гениях», способных спасти капиталистическое общество.
—————————————————————————————————————-
********«Вопросы философии», 1960, № 8, стр. 88.
*********К. А. Тимирязев. Наука и демократия. М., 1963, стр. 327.
—————————————————————————————————————-
Философия Бергсона была подхвачена всеми врагами разума от католических мистиков до оккультистов. Они объявили Бергсона чуть ли не пророком за то, что его философия умаляет веру в силу человеческого разума, доводит новый фундамент под расшатанное здание религии.
В буржуазных странах очень модно философствование экзистенциалистов (от латинского existentia — «существование») К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Марселя, К. Барта, М. Бубера и др., проповедующих мистику. Их родоначальником был датский богослов Серен Кьеркегор (1813—1855), призывавший отказаться от здравого смысла, принять религиозную веру, недоступную разумению, и искать спасения в единении с богом. Кьеркегор писал: «Вера требует… верить, вопреки рассудку». Не случайно, восхваляя неразумие, абсурд, Кьеркегор поддерживал и защищал одного сумасшедшего пастора в Дании, объявившего себя новым Христом. Экзистенциалисты стараются философски осмыслить состояние страха, неуверенности, тоски и одиночества, говорят о «встрече с богом» («диалектическая теология» протестанта К. Барта), «мысленном диалоге с богом» (иудейский теолог М. Бубер), о католическом спиритуализме (Г. Марсель). Мистики используют экзистенциализм как средство, которое должно вызывать сомнение в значении научного знания, в целесообразности борьбы против социальной несправедливости.
Иррационалисты стараются доказать отсутствие объективных законов природы и общества, провозглашают «гибель науки», «банкротство естествознания», «бессмысленность истории». Положение буржуазии таково, что она в одно и то же время и признает и отрицает силу научного знания. Буржуазия не может не поддерживать развития науки и техники, но часто сомневается в познавательной ценности науки, отрицает законы развития общества. Не отказываясь от пользования плодами научного знания, капитализм одновременно подкапывает самые корни, без которых засыхает и погибает древо науки.
Мистически настроенные философы опираются в борьбе против рационального познания на отрицательные последствия научного прогресса; проникновение в тайну атома и создание атомного оружия используются в наше время врагами науки для доказательства того, что развитие научных знаний несет обществу больше вреда, чем пользы. Мистики создали много мифов о «демонической технике», как враждебной для жизни силы, которая выходит из подчинения человеку и угрожает ему. В капиталистическом обществе эту мифологию поддерживает страх людей еще больше превратиться в «машинных рабов». Эмиль Бруннер в книге «Христианство и цивилизация» (1949 г.) мистифицирует роль машин как демонических сил, считает, что человек, освобожденный от бога, становится «рабом машины». Бруннер видит спасение только в возрождении мистицизма.
Мистика с наибольшей откровенностью и последовательностью выступает как орудие философского идеализма в его борьбе с рационализмом и материализмом. Еще в «Одеянии духовного брака» средневековый мистик Рейсбрук Удивительный писал, что цель мистики воспитать людей «выше разума и без разума». Марк Подвижник поучал: «Кто имеет мышление, тот уже далек от бога, кто совершенно оставил мышление, тот созерцает бога». Мистика создана как бы для того, чтобы лишать людей разума. Поэтому мистические представления о природе и обществе открыто поддерживаются многими буржуазными философами, учеными и писателями. Ленин указывал, что «вся казенная, поповски-идеалистическая философия нашего времени превозносит и жует мистику»**********.
В 1959 г. в Нью-Йорке был издан сборник статей «Мистицизм и современная мысль», в котором в самых восторженных выражениях описывается мистицизм различных современных буржуазных философов. В 1961 г. в предисловии к книге Уитмена «Мистическая жизнь», изданной в Лондоне, профессор логики Оксфорде Д. Д. Прайс писал, что мистицизм — средство, которое должно объединить религию, науку и философию***********.
—————————————————————————————————————-
**********В. И. Лени н, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 254.
***********См.: J. Н. М. Whiteman. The Mystical Life. London, 1961, p. 3.
—————————————————————————————————————-
Если бы собрать и опубликовать множество высказываний современных реакционных мыслителей о мистике, то это была бы настоящая «черная книга» о глубочайшем идейном маразме, поразившем буржуазную культуру в эпоху заката капитализма. Провозглашая непознаваемость вещей, многие философы-рационалисты обосновывают это тем, что теперь наступило время, когда наука должна быть подчинена «сверхчувственному знанию», восхваляют первобытную магию, с помощью которой древние люди якобы обладали даром ясновидения, утраченным человечеством, зовут обратиться от телескопа к гороскопу, от медицины к знахарству, с исключительным цинизмом предают научную мысль оккультизму и прочим видам мракобесия.