Разгонный блок IUS


 

Разгонный блок IUS: 1 — плоскость отделения полезного груза, 2 — ракетный двигатель твёрдого топлива второй ступени, 3 — сопловой насадок выдвижного типа, 4 — привод поворота сопла, 5 — сопло, 6 — ракетный двигатель твёрдого топлива первой ступени, 7 — переходник, 8 — элементы системы управления, 9 — приборный отсек

 

Двухступенчатый РБ IUS (Interim Upper Stage — «Временный разгонный блок») был разработан компанией Boeing.

 

Длина РБ IUS составляет около 5,17 м, диаметр варьируется от 2,34 до 2,9 м, полная масса составляет около 14,74 т.

 

РБ IUS может доставить КА массой до 2860 кг на геосинхронную орбиту, КА массой до 5250 кг на высокоэллиптическую орбиту, либо КА массой до 3630 кг на межпланетную траекторию.

 


Первый полет РБ IUS был совершен в октябре 1982 г. на РН Titan-3.

 

В качестве первой ступени РБ используется твердотопливный двигатель Orbus 21, в качестве второй ступени РБ — твердотопливный двигатель Orbus 6Е.

 

Оба РДТТ разработаны подразделением Chemical Systems Division компании United Technologies (Сан_Хосе, шт. Калифорния). Ступени РБ соединены переходным отсеком. В верхней части второй ступени РБ установлена проставка, к которой крепится космический аппарат. Кроме того, на этой же проставке смонтированы элементы подсистемы реактивного управления (шесть модулей, по два гидразиновых двигателя в каждом, тяга одного двигателя составляет 133 Н) и блок авионики, включающий командно-программный, телеметрический и траекторный модули, а также подсистемы управления и навигации, энергопитания, управления вектором тяги и обработки полетных данных. Длительность включения двигательной установки первой ступени РБ (при 100% загрузке топливом) составляет 152 с, второй ступени — 103,35 с.

 


РБ JUS

 

Две ступени РБ IUS стабилизируются по трем осям с использованием инерциальной системы управления.

Величина тяги двигателей задается путем выбора соответствующей конфигурации канала в топливном заряде. В полете изменение направления вектора тяги по каналам тангажа и рыскания осуществляется качанием сопла двигателя (±4° для двигателя SRM-1 и ±7° для двигателя SRM-2).

 

Стоимость РБ IUS составляет 111 млн. долл.

 

С помощью РБ IUS были осуществлены запуски на геостационарную и высокоэллиптическую орбиты, а также на траектории межпланетного полета.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.