Под знаменем джихада: корни исламского радикализма


Террор — радикальный способ действия самых разнообразных экстремистов, вне зависимости от их национальности и религии. Но где-то с конца прошлого века имидж самых жестоких и опасных террористов прочно утвердился за исламскими фундаменталистами, которые требуют, чтобы мусульмане всегда следовали принципам, заложенным на заре ислама. На чём основаны убеждения этих жестоких экстремистов? Попробуем разобраться в прошлом и настоящем исламского радикализма, не обойдя вниманием историю ислама в целом.

ЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА

Годом возникновения ислама официально считается 610-й, когда в месяц Рамадан пророку Мухаммеду явился ангел Джабраил и продиктовал первые пять аятов (стихов) Корана. Но, мы, оставив в стороне события из священных книг, постараемся ограничиться лишь исторически задокументированными фактами.

Мавзолей Мухаммеда в Медине


Родившийся в Мекке в 570 году Мухаммед был сыном небогатого купца Абдуллы, который умер за пару месяцев до появления на свет своего отпрыска. Мать будущего пророка Амина также умерла, когда Мухаммед был ещё ребёнком, и он воспитывался в семье своего деда Абда аль-Муталиба.

До сорокалетнего возраста ничего особенного с Мухаммедом не происходило. Но в какой-то момент он пристрастился проводить время в уединённых размышлениях в пещере Хира у подножия горы Джабаль ан-Нур, к северу от Мекки. Там и случилось у Мухаммеда божественное откровение, которое перевернуло его жизнь. Он решительно встал на путь подвижничества и пророчеств, несмотря на множество опасностей, которые ему грозили.

Поначалу Мухаммед тайно проповедовал среди друзей и близких, и за три года у него появилось около сорока последователей. Наконец, в 613 году Мухаммед открыто выступил в Мекке как пророк новой религии — ислама.

Слов «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность». Согласно учению ислама, Аллах много веков подряд отправлял своих пророков и посланников к разным народам для наставления их на путь единобожия. В числе этих пророков были Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос). Последним и главным пророком стал Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран.


Население Аравии в те времена единой веры не придерживалось. По большей части арабы были язычниками. Особый статус у них имел город Мекка, который был центром экономической и религиозной жизни полуострова. Именно там находился Чёрный камень Каабы, почитаемый всеми племенами как высший божественный символ. Хранителями Каабы были люди из племени курейшитов, откуда происходил и сам Мухаммед.

Мекка. В этом здании, покрытом чёрной тканью, хранится камень Каабы, главная арабская святыня. Западные учёные считают, что это метеорит, но исследовать камень нет возможности


В этом пёстром и довольно-таки веротерпимом обществе попытки Мухаммеда обратить сограждан в свою веру не встретили понимания. Более того, отношение наиболее влиятельных кругов Мекки к исламскому меньшинству постепенно перешло от равнодушия к прямой враждебности. И Мухаммед с оставшимися последователями был вынужден покинуть родной город, совершив переселение (хиджру) в оазис Ятриб, который находился в западной части Аравии. Случилось это в 622 году.

Знамя Пророка (картина Жана-Леона Жерома)

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

Хиджра — один из ключевых элементов ранней истории ислама. Этот акт переселения был связан с разрывом устоявшихся клановых и племенных связей. Благодаря хиджре Мухаммед получил возможность проповедовать не только среди соплеменников. Его паствой стали арабы, которые сильно отличались от жителей пресыщенной Мекки.

Ятриб (позднее получивший название Медина) был довольно заметным поселением, где проживало немало иудеев, имевших там солидное влияние. А вот местные арабы, принадлежавшие к племенам ауса и хазрадж, особо не преуспевали, страдая от междоусобиц. Мухаммеду удалось примирить эти племена, и, объединившись в новой вере, они перестали враждовать, благодаря чему вскоре заняли главенствующее положение в Медине и окрестностях. Эти крепкие воины, обретя наконец смысл жизни, стали неустрашимы. Ну какова была судьба обычного бедуина тех времён? Суровая борьба за существование, множество лишений и ограничений — и так от рождения и до смерти. А проповеди Мухаммеда оказались для этих людей своеобразным окном в новый мир, придали сакральный смысл их обыденному существованию.

Бедуины в походе (картина Жана-Леона Жерома)


Уже с 623 года начались войны неофитовправоверных против «безбожных» мекканцев — и после семи лет кровопролитной борьбы Мухаммед вошёл в изгнавший его родной город победителем. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед решил там не оставаться и вернулся в Медину, где в 632 году и умер. К тому времени под контролем мусульман находилась практически вся Аравия.

После смерти Мухаммеда его теократическое государство стало известно как Праведный халифат. Им правил «заместитель» Пророка — халиф, в чьих руках была сосредоточена вся светская и религиозная власть.

Уже первый халиф Абу Бакр, ближайший последователь Мухаммеда, начал завоевательные войны за пределами Аравийского полуострова. Ведь нужно было направить в какое-то русло активность племён, объединить их не только верой, но и общей целью. Внешняя экспансия подходила для этого лучше всего. Причём экспансия в виде джихада — священной войны, идеологически обоснованной как богоугодное дело «обращения неверных».

Сначала пал Ирак, затем началось вторжение в Сирию. Абу Бакр умер через два года после избрания халифом, назначив своим преемником другого сподвижника Мухаммеда, Омара. Уже к 640 году халифат завладел всей Месопотамией и Палестиной, вскоре пришёл черёд Египта. А через считанные годы под ударами непобедимой арабской пехоты пала и некогда великая Персидская империя… После гибели Омара от рук персидского убийцы в 644 году халифом стал Осман, который продолжил успешные войны. При нём арабы вторглись в Европу, захватив прибрежные районы Пиренейского полуострова. Именно тогда началось великое противостояние ислама и христианства, длившееся многие века.

Завоевательные войны позволили халифам меньше чем за сто лет создать государство, превосходившее по размерам Римскую империю. Это геополитическое возвышение во многом было обусловлено тем духовным подъёмом, который испытывали арабы-мусульмане. Причём их завоевания подкреплялись исламизацией покорённых земель — так ислам за очень короткий по историческим меркам срок превратился в одну из ведущих религий мира.

Сложно сказать, насколько могла разрастись новая империя, но её подстерегали типичные для подобных государств невзгоды. Едва обретя могущество, властители халифата принялись сражаться уже между собой. Резня среди наследников Пророка продолжалась несколько лет, и в 661 году Праведный халифат формально прекратил своё существование. Точнее, арабское государство осталось, но исчезла система назначения халифов «по заслугам», и преемственность власти строилась уже по обычному для монархий наследственному принципу. Первой трон халифата заняла династия Омейядов, и столицу империи перенесли в Дамаск.

Вскоре и религиозная экспансия была фактически приостановлена. Тем не менее Арабский халифат ещё некоторое время продолжал расширяться, просуществовав в итоге около пяти веков, пока его не разгромили монголы.

Халифат вошёл в историю не только своими завоеваниями. На период его существования пришёлся так называемый «золотой век ислама» — время величайших научных и культурных достижений. Математика, медицина, астрономия, философия, физика, химия, география, сельское хозяйство находились в халифате на высочайшем уровне, и это дало солидный толчок дальнейшему развитию человеческой цивилизации.

РАЗНОЛИКИЙ ИСЛАМ

У современного обывателя сложился взгляд на ислам как на некую силу, выступающую единым фронтом. Но это вовсе не так. Исламская экспансионистская волна могла бы иметь ещё более масштабный характер, если бы не внутренние противоречия.

Третий «праведный» халиф Осман происходил из мекканского рода Омейядов и довольно активно продвигал своих родичей на высшие должности. Это вызвало недовольство других сподвижников Мухаммеда, ведь одной из основ ислама был как раз сознательный отказ от родственно-племенных связей в пользу «братства по вере». Самые активные противники Османа группировались вокруг Али — зятя Пророка. Сторонники Али были названы шиитами (от арабского слова «шиа» — группа приверженцев, секта). В 656 году шииты ворвались в мединский дворец Османа и убили его, после чего провозгласили халифом Али. Влиятельные родичи погибшего правителя объединились вокруг сирийского эмира Муавии, который отказался подчиниться новому халифу. Али не смог оказать Омейядам достойного сопротивления, и шииты раскололись — против не оправдавшего надежд предводителя выступила группировка, известная как хариджиты («вышедшие», или «возмутившиеся»). В 661 году Али пал от кинжала хариджита, после чего власть в халифате захватил Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов.

Границы Халифата на 750 год


Так сформировались два основных направления ислама, хотя на политические причины раскола постепенно наслоились и теологические разногласия.

Сунна — священная «книга преткновения» суннитов и шиитов


Около 90% всех современных мусульман исповедуют суннизм. Это фактически ортодоксальный ислам, который опирается на Коран и Сунну — сборник хадисов (преданий) о деяниях Пророка. Сунниты признают святость сподвижников Пророка, принимают все хадисы Сунны, чтят первых четырёх халифов «праведного пути». В вопросе власти сунниты под-
чиняются мнению «всей общины», а на деле — её религиозно-политической верхушки.

Золотой динар 695 года (выпущен при Абд-альМалике, пятом халифе династии Омейядов)


Второе по численности направление ислама — шиизм. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана. А вот святость Сунны признаётся лишь частично — шииты чтут только те хадисы, которые переданы со слов родственников Мухаммеда. Династию Омейядов шииты считают незаконной, а единственным «праведным» халифом признают Али. Он и его потомки (алиды) называются двенадцатью имамами («руководителями молитвы и общества»), выразителями «божественной» воли. Последний имам (Махди) должен прийти лишь в Судный день. А пока роль его заместителей играют праведные люди, «мерджее таклид» (образец для подражания), наиболее осведомлённые из которых именуются аятолла.

Самой радикальной ветвью ислама долго были хариджиты, которые отстаивали общинный характер власти и выборность главы общины (имама-халифа). По идеологии хариджиты сильно отличаются от суннитов и шиитов. Так, халифом у них может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Халиф рассматривается как главный администратор и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения. Более того, если халиф не справляется со своими обязанностями, община вправе его сместить или даже убить. В религиозном отношении хариджиты выступают как непримиримые поборники чистоты ислама и строгого следования обрядности. Именно хариджиты стали идейными предшественниками исламских фундаменталистов.

«Исламский фундаментализм» — условный термин, который используется на Западе для обозначения мусульманских движений, чья идеология опирается на религиозный, социальный и политический опыт раннего ислама. Мусульмане-сунниты именуют такую идеологию салафизм, от выражения «ас-салаф» (предки), шииты же используют термин усулизм — от «усул ад-дин» (корни, фундамент).

Фундаменталисты объявляют «греховным» любое нововведение, не зафиксированное в Коране и Сунне. Себя они считают группой «избранных», монопольно владеющих истиной, а весь остальной мир (включая прочих мусульман), по их мнению, погряз в невежестве и пороке. Впервые эта идея проявилась у хариджитов — они могли обвинить в неверии других мусульман, совершивших, по их мнению, «грех».

Идейными преемниками хариджитов стало движение исламских пуритан, известных как ваххабиты. Движение возникло в середине XVIII века стараниями аравийского богослова Абдаллы аль-Ваххаба, который выступил за очищение ислама от всех чуждых для него явлений. Поначалу Аль-Ваххаб был всего лишь диссидентом, не имевшим широкой поддержки, однако его идеи заинтересовали аравийского эмира Ибн Сауда, после чего движение ваххабитов приняло массовый характер. Разгромив под лозунгом джихада ряд аравийских городов, ваххабиты основали свой эмират. Потомки его главы правят в Саудовской Аравии и поныне.

Ещё одним предшественником современного фундаментализма считается шиитский реформатор XIX века, идеолог панисламизма Джамалуддин аль-Афгани, который считал, что ислам из религиозной веры постепенно трансформировался в идеологию политического объединения мусульман против Запада.

В XX веке политизация исламских радикалов продолжилась, и они всё чаще использовали религиозные лозунги для достижения светских целей. Сильный толчок панисламизму дало крушение колониальной системы и образование на Востоке множества независимых государств. Уходя, колонизаторы весьма вольно провели границы, разделив одни народы и объединив другие. К тому же годы колонизации изрядно подорвали экономику региона, что не могло не обозлить население.


Последней каплей стало создание в Палестине еврейского государства Израиль. Арабские страны несколько раз пытались уничтожить израильтян, но постоянно терпели поражение. И тогда довольно широкую популярность обрела идея, что для разрушения Израиля и успешного противостояния Западу мусульмане должны вернуться к исламскому фундаментализму.

До поры панисламистам не удавалось захватить власть. Но в 1979 году в Иране произошла исламская революция. Пришедшее к власти шиитское духовенство, возглавляемое аятоллой Хомейни, провозгласило и конечную цель революции — построение всемирного «исламского государства». Правда, после смерти Хомейни иранские власти от этой идеи отказались — по крайней мере, публично.

ВОЗРОЖДЁННЫЙ ХАЛИФАТ

Захват фундаменталистами власти в Иране изрядно поспособствовал всплеску радикальных настроений среди мусульман. Ещё одним его фактором стала война в Афганистане, когда для противодействия СССР американское правительство поддержало исламистов, изрядное число которых в последующие годы обратились уже против США. Однако ни одна из групп мусульманских экстремистов не представляла столь серьёзной угрозы для мировой цивилизации, как образованное сравнительно недавно Исламское государство (деятельность этой организации на территории России запрещена судом).

Боевики ИГ в Ираке


Основателем ИГ был иорданец Абу Мусаб аз-Заркави, который начинал как боевик, сражавшийся против советских войск в Афганистане. В 1999 году он возглавил салафитскую группировку «Единобожие и джихад», главной целью которой был исламистский переворот в его родной Иордании. Правда, с Иорданией не сложилось — аз-Заркави угодил в тюрьму, а затем перебрался со своими единомышленниками в Ирак, где после свержения Саддама Хусейна царил хаос. Отметившись организацией ряда дерзких терактов, аз-Заркави в 2004 году присягнул главному на тот момент джихадисту Усаме бен Ладену. Ещё через два года аз-Заркави объединил одиннадцать суннитских группировок в некое подобие единого фронта под названием «Совещательное собрание моджахедов». Впрочем, «совещаться» аз-Заркави ни с кем не собирался — потому его новая организация вскоре сменила название на «Исламское государство Ирак». Оказавшись в числе известных джихадистов, аз-Заркави привлёк к себе внимание спецслужб США, которое 7 июня 2006 года обернулось для него ракетным ударом. Некоторое время в ИГИ царил разброд, но новой знаковой личностью движения стал иракский экстремист Абу Бакр аль-Багдади — вступив в группировку ориентировочно в 2009 году, он уже через пару лет встал у её руля.


Вывод американских войск из Ирака и начало гражданской войны в соседней Сирии вдохнули в группировку новую жизнь. В 2013 году ИГИ переименовывается в ИГИЛ — и заявленная цель становится гораздо масштабнее: покорение не только Ирака, но и всего Леванта (так называются исторические территории Восточного Средиземноморья, куда входят Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция и Кипр).

В июне 2014 года ИГИЛ заявило о себе на весь мир, когда буквально за месяц захватило значительную часть северного Ирака, включая город Мосул. После такого невероятного успеха авторитет аль-Багдади среди джихадистов взлетел до небес. И немудрено, что уже 29 июня было провозглашено создание «халифата» во главе с ним. А 5 июля аль-Багдади произнёс свою первую публичную речь, в которой призвал всех мусульман мира подчиниться ему и присоединиться к джихаду, чьей главной целью он назвал создание Всемирного Халифата.

Ныне Исламское Государство превратилось в самую могущественную фундаменталистскую группировку. По приблизительным подсчётам на главных фронтах ИГ насчитывается до ста тысяч боевиков, которые удерживают значительные части территории Ирака и Сирии, вторгаются в Ливию. Но, само собой, ИГ стало всеобщей мишенью. Против ИГ в разных формах выступают Россия, США, страны ЕС, Израиль, Китай, Иран, Турция, Саудовская Аравия, да и все мусульманские государства.

ВРАГИ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМА

Новоявленный «халифат» — квазигосударство с шариатским правосудием и жестоким политическим сыском. Адепты ИГ садистски убивают пленных и тех, кого считают врагами, невзирая на пол и возраст, официально возрождают рабство, особенно сексуальное, учиняют религиозные преследования, сжигают книги и целенаправленно разрушают древние памятники мировой культуры, ибо, по их убеждению, «до ислама» ничего не существовало.

При этом исламские радикалы активно спекулируют на истории Арабского халифата. Однако опираются они не на реальные факты, а скорее на свои мифические представления о том, каким должен быть «идеальный» халифат. Последователи ИГ изобретают себе фантастическое прошлое, которое пытаются реализовать в настоящем. В этом они близки к итальянским фашистам и немецким нацистам, которые в своё время пытались организовать свои государства, опираясь на культ Древнего Рима и на древнегерманский эпос.

В фанатичном стремлении «вернуться к истокам» экстремисты противопоставляют себя современному традиционному исламу, который совмещает догматы веры с многовековым историческим опытом и национальными особенностями разных общин. Немудрено, что львиная доля самых жестоких актов насилия со стороны радикалов направлена против других «правоверных», которых фундаменталисты считают предателями. Ведь подавляющее число мусульман (а их в мире насчитывается более миллиарда) — обычные люди, которые просто хотят нормальной жизни. Они ничем не отличаются от представителей других конфессий. И вовсе не стремятся завоёвывать мир под стягом джихада — вот это в глазах фундаменталистов и делает их «преступниками». А значит, законной мишенью.

***

18 марта 2015 года самозваный «халиф» альБагдади получил тяжёлые ранения, после чего был парализован. Спустя два месяца его потенциальный преемник Абу Аля аль-Афри погиб в результате удара американской авиации. Однако движение исламских фундаменталистов напоминает стоглавую гидру — на месте одной отсечённой головы тут же вырастают новые.
Иногда можно услышать мнение — мол, почему не договориться с ИГ? Зачем с ними воевать? Может, лучше сесть за стол переговоров? Найти какие-то общие интересы или общих врагов — мало ли… Проблема в том, что ИГ сильно отличается от других, даже самых радикальных экстремистов. С мусульманским миром можно и нужно жить в согласии и дружбе, с умеренными исламистами вполне реально достигнуть компромисса, но с ИГ всё иначе. Это мощное образование, чья идеология основана на многовековой ненависти фундаментализма ко всему «инаковому». И решающая битва с этим монстром неизбежна.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.