Наскучила серая, ничем непримечательная реальность, в которой обыденность преподносится как данность? Тогда Вам определенно точно следует заглянуть на сайт evonews.org, который перевернет с ног на голову ваши представления о мире. Там Вы найдете самые интересные факты, познакомитесь с необычными людьми и сможете совершить виртуальное путешествие по самым удивительными местам нашей планеты!
Долгое время бытовала теория о том, что человек — микрокосмическая копия Вселенной. Поскольку считалось, что Вселенная геоцентрична, «макрокосмом» была преимущественно Земля. Таким образом, глаза человека были эквивалентом двух великих небесных светил, Солнца и Луны (с затмениями возникли трудности), кости — горными породами, волосы — растениями, пульс — приливами и отливами, плоть — почвой и землей, бородавки и нарывы — горами, а вены — реками. Эта теория могла быть метафорой, но в буквальном смысле (как ее и понимали) она, конечно, была в корне неверной.
На протяжении большей части человеческой истории (хотя это мнение, возможно, было не так широко распространено, как нам кажется) было общепризнано, что Земля плоская. По крайней мере, до недавнего времени в Великобритании существовало Общество плоской Земли, основанное примерно в 1900 году и ставшее наследником аналогичного Общества правдолюбов. Одна из их теорий заключалась в том, что диаметр Луны составляет всего лишь около 50 км.
Вавилоняне считали Землю диском, плывущим по морю и окаймленным по краям огромными горами; вершины этих гор поддерживают небесный купол. В свою очередь купол окружен другими водами, и когда они протекают через него, идет дождь. Разные небесные тела входят в купол и покидают его через соответствующие врата. Точка зрения египтян на плоскую Землю была усложненной вавилонской версией. По их мнению, Земля была прямоугольной. Небо было усыпанным звездами телом богини Нут, которая выгнулась над землей в неудобной позе, аркой (иногда Нут принимала облик коровы). Ежедневно Нут рождала Солнце (которое пересекало ее тело на лодке) и звезды. Позднее египтяне отказались от этой замысловатой версии в пользу высокого металлического колпака, внутри которого плавал материк. Рядом с материком текла река, и по ней плавали боги Солнца и Луны, а звезды были фонарями, свисающими с высоты.
Поразительно, как можно было принимать эти идеи всерьез, если во время путешествий на север или на юг видно, что ночью восходят разные звезды, а такие мореплаватели, как вавилоняне, конечно, должны были это заметить. И все же, хотя древние греки, как мы видим, прекрасно знали о том, что наш мир — сфера, идея плоской Земли получила право на существование. И Мартин Лютер (1483-1546), и Святой Августин (ум. 604) настаивали на том, что Земля должна быть плоской, иначе люди, живущие на другой ее стороне, не смогут увидеть пришествие Христа в Судный день.
Составленная членами Общества плоской Земли карта плоской Земли, окруженной ледяной стеной
В 1895 году евангелический христианин и религиозный лидер Джон Александр Доуи (1847-1907) основал Христианскую апостольскую церковь в Сионе в штате Иллинойс и создал Общество плоской Земли. Примерно десять лет спустя власть Доуи узурпировал Уилбур Гленн Волива (1870-1942): при нем общество процветало, хотя его законы были суровыми — такие нарушения, как свист в воскресенье, карались большим штрафом. Волива был убежден, что Земля плоская: он несколько раз путешествовал по миру, пытаясь убедить людей в этом. В его космологии Северный полюс располагался в центре диска, а Южный полюс был его краями. За пределами этого диска лежал Ад, но, к счастью, ледяная стена (то есть Антарктика) не давала морякам заплыть за край. Плоская Земля Воливы неподвижно висела в космосе рядом с Солнцем (небольшим по размеру), а вокруг нее вращались звезды. Доказать неподвижность Земли было легко: если бы Земля двигалась с огромной скоростью, нас всех смело бы мощнейшими ветрами, потому что атмосфера осталась бы «далеко позади». Теория Воливы, мало продвинувшись вперед с эпохи вавилонян, была, пожалуй, наиболее влиятельной со времен Средневековья.
Идея плоской Земли еще жива благодаря небольшому — очень небольшому — числу библейских фундаменталистов, которые приводят в качестве доказательства пророчество Исайи («И рассеянных иудеев он созовет с четырех концов земли») и Откровение («И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах Земли»)* Тем не менее Ян Тейлор, фундаменталист из США, ведущий проповеди по радио, заявляет, что общее представление о христианах, отстаивавших и даже навязывавших догмат плоской Земли во время темных веков Средневековья, — это миф и что смешно даже верить в «темные» века, потому что то было воистину христианское время, когда, несмотря на невежество, войну и раздоры (которые действительно могли довлеть над людьми), среди людей царило невероятное духовное единство из-за близости человека к Богу. Согласно Тейлору, практически никто из ранних христиан или христиан темных веков Средневековья не верил, что Земля плоская; в это верили лишь некоторые — те, кто отверг идеи классических философов и, в частности, идею сферической планеты. Он указывает на Лактанция (245-325) и Козьму Индикоплевста (VI в.) как на единственных влиятельных ранних христиан, поддерживавших идею о том, что мировая география должна в точности совпадать с библейскими свидетельствами; как сообщает Тейлор, первого в то время отцы Церкви признали еретиком и потому он не оказал влияния на мышление людей, в то время как воззрения второго считались в лучшем случае выходящими за общепринятые рамки. Историки лишь потому считают, будто христиане могли верить в плоскую Землю в течение нескольких веков, что после перевода воззрений Козьмы их истолковали как общепринятые.
*Крис Морган и Дэвид Лэнгфорд указывали в книге «Facts and Fallacies» (Факты и заблуждения) (1981), что эти утверждения не обязательно свидетельствуют о вере в плоскую и прямоугольную Землю: она могла быть и тетраэдром.
Здесь Тейлор допускает несколько ошибок. Все христианские мыслители, такие как Папа Григорий Великий (ок. 540-604) и Святой Исидор Севильский (ок. 560-636), не говоря о Лютере и Святом Августине (как уже упоминалось), горячо поддерживали идею о том, что Земля плоская; позже к ним присоединился Папа Александр VI (1493). Они считали, что Новый мир должен быть поделен между Португалией и Испанией и что португальцам должны принадлежать все земли к востоку от географического меридиана, а испанцам — к западу от него; Папе не приходило в голову, что португальцы могут поплыть на восток и сами предъявить права на обнаруженные земли западного побережья. До своего кругосветного плавания в 1519 году Фердинанд Магеллан (ок. 1480-1521) очень четко отозвался о существующей доктрине Церкви: «Церковь утверждает, что Земля плоская, но я видел ее тень на Луне, а я больше верю в тень, чем в Церковь».
Вашингтон Ирвинг — гениальный американский писать, которого по праву называют отцом всей американсмкой литературы. Наиболее известное его произведение – «Легенда о Сонной лощине»
Но первым великим злодеем, как утверждает Тейлор, был Вашингтон Ирвинг (1783-1859), автор книги «The Life and Voyages of Christopher Columbus» («Жизнь и путешествия Христофора Колумба») (1828), в которой Колумб изображен как человек, одинокий в своей вере в круглую Землю (на самом деле во времена Колумба идея шарообразной Земли была уже популярна, хотя из-за пто-лемеевских ошибок в расчетах полагали, что она примерно на треть меньше, чем в действительности). В 1834 году, спустя лишь несколько лет после выхода книги Ирвинга, появилась статья французского ученого Жана-Антуана Летронна (1787-1848), в которой говорилось, что Церковь веками терроризировала астрономов, принуждая их закрывать глаза на собственные наблюдения и придерживаться установленной доктрины. По словам Тейлора, это также полная выдумка, хотя о подробностях он загадочно умалчивает.
Также в список писателей, в адрес которых высказано особое порицание, Тейлор включил Джона Дрейпера (1811-1882), автора книги «History of the Conflict Between Religion and Science» (История конфликта между религией и наукой) (1874), и Эндрю Уайта (1832-1918), основателя секулярного Корнеллского университета в 1865 году и автора книги «History of the Warfare of Science with Theology in Christendom» (История войны науки с христианской теологией) (1897). По мнению Тейлора, оба эти человека были по сути не учеными, а скорее политическими лидерами, в чьи интересы входило не столько пролить свет на историю, сколько пропагандировать атеизм. Отношение Тейлора к мотивам бесчисленного множества других людей, которые утверждали по большому счету то же самое (по крайней мере то, что касается доктрины Церкви о плоской Земле), выражается в том, что он объединяет их всех определением «свободомыслящие историки».