Австралии — их «древние небесные герои» [89] по имени Нгумьяри и Вандинас. И их возвращения ожидают с грустью. Теперь не хватает только какого-нибудь теолога, который бы заявил, что китайцы украли идею у австралийских аборигенов, или наоборот.
Да, китайцы и австралийцы также удивительно сошлись во взглядах на мир по поводу возвращения богов с древними жрецами доинкского периода. Согласно их преданиям однажды Виракона (Хуйракотча), а также трое его братьев посетили Землю. Они дали индейцам знания, основали поселения, а на закате своей жизни возвратились во Вселенную. Естественно, предварительно пообещав вернуться [90]. Что мы о них знаем еще? Своих правителей, потомков этих пришельцев, инки называли «сыновьями Солнца», а первых христианских завоевателей — Пицаро в Перу и Кортеса в Мексике — приняли вначале за «возвратившихся богов».
В своих предыдущих книгах я уже указывал на тесную связь традиций индейцев хопи или кайяпо с японским священным сводом Нихонги, эскимосскими преданиями или верованиями племени догонов из Центральной Африки. Во всех этих культурах имелся небесный учитель, и все они ждут его возвращения. Народ майя выразил подобное ожидание в «Книге жреца ягуара» [91]: «Они спустились на улицы со звезд… они разговаривают на магическом языке небес… Да, знаки их — мудрость наша, что сошла с неба… И когда вновь они сойдут к нам — тринадцать богов и еще девять богов, тогда новый порядок они наведут в том, что сами однажды создали».
Ожидание возвращения некоего божества остается неопровержимым фактом. Спорными остаются только вопросы относительно того, кто же именно должен вернуться и когда.
Рисунки австралийских аборигенов. На них изображена небесная богиня Вандина, окруженная лунами света
Христиане и иудеи ожидают мессию, мусульмане — Махди, что является просто еще одним именем для образа мессии. Слово «мессия» происходит от древнееврейского maSiah — помазанный. В иудейских регионах ожидается мессия из «колена Давидова», т. е. несущий в себе небесное и божественное. Если же на троне воцарится обыкновенный человек, то слово «мессия» по отношению к нему употреблять нельзя. Известный профессор Хьюго Гресс-ман изучил данный вопрос [92]: «И то, и другое в большой степени является взаимоисключающим; мессия считается существом небесным. Тем не менее он существовал и ранее». Он существовал тогда, когда еще не было человечества.
Во всех преданиях об ожидании мессии он:
-
являет собой воплощение справедливости и правосудия;
Согласно религии мессия является:
-
сыном человеческим, семя которого было послано с небес (эмбрион, дух или карма). Этот человеческий сын уже мог бывать на Земле, после чего был «взят на небеса», а затем должен вернуться назад;
-
существом или существами внеземного происхождения. Эти божественные создания уже бывали на Земле.
-
И в христианском представлении (Евангелия и Апокалипсис), и в традиции иудаизма (Книга Еноха и апокрифы), и в исламе (Коран) возвращение мессии связывается с днем Страшного Суда. В этот день некая сила спустится с небес в сопровождении огромного войска. Парсы называли эту силу «всепобеждающей»; шумеры упоминали бога Ану, что должен был вернуться со звезды Альдебаран; тибетцы рассказывают о «святом с Небес», который наведет здесь порядок; майя взывают к «тринадцати богам», которые в любом случае должны вернуться и «задать новый порядок тому, что они же и сотворили». Все эти ситуации