Илон Маск — завоеватель Марса


1 Илон Маск   завоеватель Марса


Илон Маск принадлежит к поколению, которое выросло в ожидании быстрого космического прорыва. Хотя к моменту его рождения американская лунная программа уже сворачивалась, новая стратегия, основанная на использовании многоразовых космических кораблей и орбитальных станций, должна была расширить возможности человечества. Эксперты уверяли, что на этот раз главной целью будет Марс, а на страницах популярных журналов публиковались красивые картинки, изображавшие огромные межпланетные корабли и герметичные купола колоний в красной пустыне. Однако время шло, а космонавтика оставалась на околоземной орбите. Даже самые оптимистичные расчёты приводили к неутешительному выводу: на организацию простейшей экспедиции к Марсу понадобятся сотни миллиардов долларов. Международная кооперация проблему не решала: развитые страны не могли обеспечить достаточный уровень технологий, а Россия переживала экономические потрясения.

В феврале 2003 года над пилотируемой космонавтикой нависла угроза закрытия: при возвращении с орбиты погиб шаттл «Колумбия», что привело к закрытию программы. Американское правительство оказалось в трудном положении, ведь речь шла о глубокой модернизации всей инфраструктуры, обеспечивающей пилотируемые полёты, а на это были нужны огромные средства и, что важнее, годы напряжённой работы. Мечта о колонизации Марса померкла, постепенно превращаясь в недостижимую утопию. Появление Илона Маска стало «спасательным кругом»: он пообещал создать новую инфраструктуру буквально с нуля и за счёт привлечения частных инвестиций.


2 Илон Маск   завоеватель Марса


Поначалу план Маска воспринимали скептически, полагая, что он столкнётся с тем же ворохом проблем, что и его предшественники. Однако дела говорили лучше любых слов и презентаций. В марте 2006 года SpaceX запустила первую ракету Falcon 1. Хотя запуск завершился аварией, Маск сумел убедить NASA, что исправится, и получил средства на разработку более тяжёлой ракеты Falcon 9 и корабля снабжения Dragon. При этом он делал ставку на снижение стоимости полезной нагрузки за счёт более короткого, чем у старых компаний, технологического цикла и многоразовости изделий.

Не всё шло гладко, но сегодня SpaceX стала флагманом частной космонавтики и составляет реальную конкуренцию государственным агентствам. В 2017 году компания Маска установила рекорд, осуществив 18 успешных запусков Falcon 9 с разнообразными грузами: от миниатюрных спутников связи до военного космоплана X-37B. Пришло время вспомнить старую мечту.


4 Илон Маск   завоеватель Марса


Маск и раньше говорил, что его перспективная цель, ради которой выстраивается инфраструктура SpaceX, — освоение Солнечной системы, прежде всего Марса. Но долгое время он отделывался общими фразами, не раскрывая детали проекта. Первый набросок своего грандиозного плана миллиардер представил в сентябре 2016 года, выступая на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики. Главной изюминкой его доклада стала Межпланетная транспортная система (Interplanetary Transport System, ITS), основанная на тех же принципах, что и другие продукты SpaceX: она станет многоразовой, и компания будет использовать любые возможности для удешевления полезной нагрузки. Система состоит из корабля вместимостью 200 человек и огромной ракеты с двигателями Raptor, работающими на кислородно-метановом топливе. Маск высказал уверенность, что если поставить производство ITS на поток с целью доставить на Марс миллион человек в течение двадцати лет, то стоимость билета на соседнюю планету снизится с нынешних 10 миллиардов до 10 миллионов долларов.


5 Илон Маск   завоеватель Марса


План ожидаемо вызвал резкую критику специалистов, которых не убедили предложенные картинки. Маску указали на слишком вольное жонглирование цифрами. И ровно через год, на 68-м конгрессе, он выступил с новой версией проекта. ITS превратилась в ракету BFR (Big Falcon Rocket), состоящую из двух многоразовых ступеней: бустера и корабля на 100 человек. Размеры ракеты и корабля при этом изменились по сравнению с первой версией: диаметр топливных баков был уменьшен с 12 до 9 метров, а длина всей системы сократилась со 122 до 106 метров. Стартовая масса снизилась более чем вдвое — до 4400 тонн; масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту в составе второй ступени, оценивается в 150 тонн в многоразовом и в 250 тонн в одноразовом варианте. Корабль приобрёл дельтовидное крыло, которое позволит ему планировать в атмосферах Земли и Марса; в его гермоотсеке будет размещаться груз материалов для колонии, 40 кают для пассажиров, радиационное убежище и общий зал. Схема межпланетного полёта выглядит так: BFR стартует с Земли, первая ступень возвращается на космодром, а вторая выходит на орбиту, где её заправляют топливом перед отправкой к Марсу; космическое путешествие занимает от трёх до шести месяцев; корабль сначала тормозится двумя «нырками» в атмосфере, затем совершает вертикальную посадку на Марс, используя свои двигатели. Для обратного полёта необходимо снова заправить баки корабля топливом, синтезированным из местных ресурсов. Назад можно будет доставить 50 тонн груза — например, 30 астронавтов с образцами.


3 Илон Маск   завоеватель Марса


Маск сообщил, что изготовление первой BFR начнётся во втором квартале 2018 года, а через пять лет пилотируемый марсианский корабль будет готов к испытаниям. В 2022 году к Марсу отправятся две грузовые ракеты с оборудованием на поиски подходящего места для колонии; в 2024 году туда полетят два грузовых и два пассажирских корабля, после чего начнётся постепенное освоение соседней планеты. Чтобы обеспечить финансирование этих миссий, SpaceX собирается использовать BFR как межконтинентальный суборбитальный космоплан, способный доставить всех желающих в любую точку мира менее чем за час, а также в качестве корабля для туристических полётов в ближний космос и на Луну.

Подтверждая серьёзность намерений, Маск познакомил участников 68-го конгресса с промежуточными результатами работы. Он напомнил, что на счету его компании 16 успешных реактивных посадок первой ступени ракеты Falcon 9, причём высокая надёжность приземления обеспечивалась всего одним двигателем, а если двигателей будет больше, как на BFR, то и надёжность возрастёт.

Конечно, у экспертов оставались сомнения. Даты, названные миллиардером, выглядят слишком оптимистичными, ведь, помимо строительства BFR, его компании нужно ещё освоить пилотируемые полёты, операцию стыковки на орбите, посадку на Марс и взлёт с него. И преодолеть поистине бесконечное количество технических проблем, перед которыми пасуют космические агентства с полувековой историей.


6 Илон Маск   завоеватель Марса


Маск ответил на критику необычайно эффектно: 6 февраля 2018 года его команда запустила с первого раза новую тяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy. Чтобы привлечь к событию внимание всего мира, вместо обычного габаритно-весового макета Маск отправил в сторону Марса свой личный электромобиль Tesla Roadster. Старт не обошёлся без досадных сбоев: центральный блок ракеты разбился при посадке о поверхность океана, разгонный блок не смог вывести электромобиль на расчётную траекторию. Но в любом случае событие запомнилось и заставило многих скептиков по-новому взглянуть на проекты SpaceX.

Конечно, Илону Маску нужно преодолеть ещё множество трудностей на пути к мечте. И вряд ли он уложится в заявленные сроки. Но главное — он работает над её осуществлением в то время, когда другие ищут оправдания. А его успехи заставляют конкурентов шевелиться и вкладывать всё больше сил в космическую экспансию землян.

Илон Маск - завоеватель Марса, 4.8 out of 10 based on 6 ratings
Найти на unnatural: Илон Маск завоеватель Марса
GD Star Rating
loading...

Оставить комментарий:

Последние публикации:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.