Хотите быть всегда в курсе последних событий из мира ракетостроения? В таком случае Вы просто обязаны посетить страницу http://sunsim.ru/mobile-internet, благодаря которой Вы узнаете о высокоскоростном мобильном интернете от SunSIM, стоимость которого и высочайшее качество обслуживания Вас приятно удивят!
РН CZ-4A — разработка Шанхайской академией ракет-носителей, которая, как утверждается, первоначально имела проектное обозначение CZ-2B.
РН CZ-4B используется с 1999 г. и представляет собой трехступенчатую РН диаметром 3,35 м и длиной 44,1 м с последовательным расположением ступеней РН. Стартовая масса РН — 254 т. На первой ступени РН установлена двигательная установка с четырьмя двигателями суммарной тягой 2971 кН. Все ступени РН работают на высококипящем топливе (компоненты: несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид).
РН CZ-4B отличается от исходной РН CZ-4A удлиненной третьей ступенью РН с усовершенствованным двигателем с увеличенным временем работы и возможностью повторного (до трех раз) запуска.
Запуск CZ-4B
РН CZ-4B способна вывести на солнечно-синхронную орбиту полезный груз в 2200 кг.
Трехступенчатая РН CZ-4B/2 имеет большой головной обтекатель длиной 11 м и диаметром 3,8 м. С помощью РН CZ-4B/2 Китай смог вывести на солнечно-синхронную орбиту свой самый тяжелый и крупногабаритный КА «Яогань-1 » с объявленной массой 2700 кг.
Для увеличения грузоподъемности РН CZ-4B могут применяться стартовые твердотопливные ускорители длиной 7 м и диаметром 1 ,4 м, развивающие тягу 57 те каждый.
С шестью стартовыми твердотопливными ускорителями РН CZ-4B может вывести на околополярную орбиту высотой 200 км х 400 км КА массой 5700 кг, с восемью — 6300 кг.
Двухступенчатая РН CZ-2D/2 имеет головной обтекатель меньших габаритов (диаметр 3,35 м).
Общий вид РН CZ-4B
Китайские ракетчики выявили следующие основные тенденции развития РН:
• снижение стоимости, увеличение надежности и частоты пусков;
• разработка РН с блоками большого диаметра, с возможно меньшим числом ступеней РН и возможностью запуска более тяжелых КА: грузоподъемность большинства РН превышает 20 т на низкой околоземной орбите и 10 т на геопереходной орбите;
• использование нетоксичных компонентов ракетного топлива;
• интенсивное проектирование многоразовых РН (при этом появление «готовых изделий» предполагается в дальней перспективе; сейчас же основной тренд — разработка и использование одноразовых РН с параллельным достижением потенциала создания прорывных технологий для многоразовых РН;
• многие страны разрабатывают новые малые РН, являющиеся более экономичными и гибкими для запуска малых КА.
Исходя из этих тенденций, существующие китайские РН семейства «Великий поход» не отвечают перспективным потребностям. Грузоподъемность РН должна быть увеличена, надежность улучшена, а токсичные компоненты топлива заменены на безопасные и экологические чистые.
Макет РН CZ-5
Поэтому Китай планирует создать совершенно новые РН семейства Changzheng-5 (CZ-5, «Чанчжэн-5»). Эти РН призваны утроить грузопоток Китая в космос, и будут соответствовать по мощности РН Ариан 5, «Протон» и «Ангара». Помимо жидкого кислорода и жидкого водорода, они будут использовать новое для Китая ракетное горючее — керосин.
Новая китайская РН будет называться «Великий поход-5» (CZ-5) и вступит в строй с 2013 г.