Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма бон и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, особо человеческим. Вот то-то и оно из человеческих костей делают ламаисты ритуальные музыкальные инструменты ганлин (канглинг, рканг линг) и дамару, а равно как капалу (габалу) — сосуд для сбора милостыни и некоторых тантрических ритуалов.
Самым интересным в этом ряду является, без сомнения, ганлин, флейта, необходимая для тибетского обряда Чод ((тиб., букв. «отсекать») — эзотерич. церемония тиб. буддизма; выполняется лишь после интенсивной подготовки под руководством учителя; цель обряда — «отсечь» связи и развалить иллюзию двойственности сансары, или «мира рождений и смерти», и нирваны, или «освобождения»; впервой стал практиковаться в школе шиджед.). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте. Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а сугубо из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего истинный ум адепта в рай Сукхавати(в переводе — Счастливая страна, в буддийской мифологии — рай, управляемый буддой Амитабхой, где обитают бодхисатвы).
Более ясное пояснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов.
Вот фотография шамана, практикующего Чод:
В левой руке у шамана ганлин, в правой – дамару. Дамару — двойной барабан из верхних частей двух человеческих черепов — мужского и женского.
Дамару пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первичный звук вселенной.
Вот монгольский дамару, у мастера не оказалось под рукой черепов, поэтому он их попросту нарисовал на боковых поверхностях барабана:
Применение человеческих черепов в Тибете не заканчивалось изготовлением дамару. Из них также делали капалы (чаши из верхней части мужского черепа). Капалы в свой черед пришли из шиваитского тантризма. Шиваиты-капалики собирали в капалы милостыню, тибетские тантрики совершают в капалах подношения грозным божествам — докшитам и херукам. Из-за этого херуки изображаются с капалами в некоторых из своих многочисленных рук. Их капалы, как правило, наполнены человеческими кишками и глазами.
Вот, например, тибетская капала:
Тибетская резная капала:
Еще одна разновидность тибетской капалы:
Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа — мунды. Например, для украшения храмов. А ещё некоторые тантрики их используют в качестве мебели, разумеется предварительно украсив:
Даже если под рукой нет черепа человека, сойдёт обезьяний:
Или, на худой конец, панцирь черепахи: