О «снежном человеке» и «Христе-космонавте». Часть II

Если Ваш главный порок – любознательность, тогда я настоятельно хотел бы порекомендовать вам сайт askee.ru, где Вы найдете вопросы и ответы на самые каверзные и злободневные темы дня. Например, посетив этот замечательный сайт прямо сейчас, Вы узнаете: «Какая кувшинка может похвастаться самыми большими листьями», «Какое вино самое известное», «Кто изобрел азбуку Морзе» и многое-многое другое!



Писатель В. Е. Львов в серии статей, опубликованных в газетах «Литературная Россия» и «Ленинградская правда», опроверг попытки истолковать различные «памятники» как свидетельства посещения Земли космонавтами из других миров. В 1962 г. в № 11 журнала «Природа» была опубликована статья, показывающая необоснованность истолкований изображения галер и людей на древнеиталийских геммах (резных камнях), хранящихся в коллекциях Государственного Эрмитажа в Ленинграде, как космических кораблей и «существ в космических скафандрах».

 


В мае—июле 1962 г. газета «Ленинградская правда» выступила против попыток доцента Ленинградского государственного университета филолога В. К. Зайцева использовать в своих публичных лекциях материалистическое положение о множественности обитаемых миров для того, чтобы подвести некую «материалистическую базу» под библейские мифы. Своп домыслы В. К. Зайцев «обобщил» в рукописи «Космические реминисценции в памятниках древней письменности». В. К. Зайцев пишет о том, что Иисус Христос родился от брака библейского Еноха, который был взят «живым на небо», с жительницей другой планеты и Христос якобы прилетел на Землю на космическом корабле в качестве врача-атеиста. «Что поражает в Христе? Его исключительный демократизм…, — пишет В. К. Зайцев. — Он сам не проповедует никакой религии… Он проповедует новую мораль: люди, поймите, что вы люди, возлюбите друг друга».

 


Неудивительно, что группа ленинградских сектантов — адвентистов седьмого дня с восторгом отнеслась ко многим мистическим рассуждениям В. К. Зайцева о Христе-космонавте и его социально-политической программе.

 

Научные гипотезы имеют огромное значение для развития любой области знания, как бы они ни противоречили привычным воззрениям тех или иных ученых.

 


НЛО в искусстве средневековья

 

Однако фантастические домыслы В. К. Зайцева о том, что в Ветхом и Новом заветах изложена история появления на Земле космонавтов из других миров, принятых древними евреями за ангелов, не относятся к разряду научных гипотез. Это очередная попытка прочесть Библию в связи с тем или иным актуальным событием, в данном случае с началом космической эры. Таких попыток модернизации Библии было много. Под влиянием революции 1848 г. в Париже Евангелие прочитали как историю о том, что Иисус Христос пытался поднять восстание в Иерусалиме, а Иуда Искариот оказался провокатором. Один американец опубликовал сочинение, в котором уверял, исходя из Ветхого завета, что «священное писание» излагает историю североамериканских племен. Современные проповедники адвентизма цитируют и так толкуют библейские тексты, что в них «обнаруживаются» упоминания об открытии атомной энергии, изобретении ракет и т. п. Теперь пришла очередь за истолкованием Библии как «памятника космических путешествий». Но Библия не является таким памятником просто потому, что в ней нет никаких упоминаний о полетах космонавтов.

 


Антинаучна не только сама идея отыскать в Библии упоминания о предполагаемых посещениях Земли гипотетическими представителями других мпров, но и использование так называемого символического толкования Библии, применяемого мистиками: подстановки под библейские образы всего того, что желательно комментатору. Таким «методом» написана, например, средневековая каббалистическая книга «Зогар».

 

К символическому методу истолкования Библии прибегает и В. К. Зайцев. Его предположения основаны на различных подстановках под библейские сказания об ангелах и пророках современных сведений о полетах космонавтов, на произвольных аналогиях и ошибочных истолкованиях мифов. В. К. Зайцев полагает, что святая троица — это всего лишь экипаж космического корабля, вознесение Иисуса Христа — взлет космонавта, пророк Енох — первый житель Земли, совершивший космический рейс, а древние евреи стали называть себя «богоизбранным народом», так как вступили в контакт с космонавтами, прилетевшими из других миров. В. К. Зайцев обнаружил «исключительное сходство христианских храмов с космическим кораблем», описание «американского солдата на маневрах, готового к индивидуальному полету» он сравнивает с описанием ангела в Откровении Иоанна и приходит к выводу, что «ангел Иоанна слишком уж похож на этого летающего солдата».

 

О степени достоверности «изысканий» В. К. Зайцева можно судить по тому, что фразу из Евангелия «и свет во тьме светит» он комментировал так: «Это же современное нам представление о космосе. Чернота и непостижимо яркое, ослепляющее сияние неугасимого Солнца». Здесь В. К. Зайцев фактически пошел по стопам сектантских проповедников, утверждающих, будто в Библии упомянуто электричество, радио и телевидение. Нашли же адвентисты в словах пророка Исайи «из него ничего не выбывает»… закон сохранения вещества!

 

Когда И. И. Мечников лучшим средством для продления жизни, для борьбы с гнилостными процессами, происходящими в нашем организме, признал употребление кислого молока, то появились толкователи Библии, которые «нашли» в ней советы пить кислое молоко. При желании и фантазии библейские тексты можно истолковывать так, что они окажутся не только воспоминанием о каком угодно событии, но и предсказанием чего угодно.

 


В. К. Зайцев часто пользуется для доказательства пребывания на Земле астронавтической экспедиции библейским мифом о том, что анголы, «сыны божии», вступали в брак с земными женщинами. Это типичный генеалогический миф, известный многим религиям. В древнегреческой мифологии любовные связи небожителей Олимпа с земными женщинами ставили цель возвести родословную представителей знати к богам, то же самое наблюдается и в библейской мифологии, в которой в результате искоренения политеизма многие боги превратились в ангелов. Нет смысла излагать здесь происхождение библейских мифов, которые стали объектом рассмотрения В. К. Зайцева. Они давно получили научное объяснение.

 


«Изыскания» В. К. Зайцева, вопреки его мнению, не имеют никакого «атеистического аспекта». Он говорит об «атеистическом периоде в истории религии», который будто бы получил развитие «в раннехристианской идеологии и продолжен в учении Магомета». Превращая Христа в космонавта, В. К. Зайцев пытается обосновать историческое существование этого мифологического образа, рационализировать библейскую мифологию. В XX в. духовенство от жестоких атак, направленных против открытий науки («полное знание природы имеется в Библии»), перешло не только к примирению с ними («открытия не противоречат Библии»), по и к использованию их для доказательства истинности христианского вероучения («все это было известно Библии»). Антинаучные «изыскания» В. К. Зайцева помогают укреплению веры в Библию как в «кладезь мудрости», пробуждают интерес к ней.

 

В 1962 г. на филологическом факультете Ленинградского университета была создана для научного рассмотрения так называемой гипотезы В. К. Зайцева комиссия ученых в составе философа проф. В. И. Свидерского, астронома проф. К. Ф. Огородникова, филолога проф. Ю. С. Маслова, автора этой книги и др. Комиссия пришла к выводу, что конкретное содержание «гипотезы» В. К. Зайцева не выдерживает критики и является совершенно ненаучным, его публичные выступления безусловно вредны для дела атеистической пропаганды и могут лишь дискредитировать идею материалистического объяснения и разоблачения религиозных мифов.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.