Ракеты-носители семейства Atlas. Часть II


Запуск РН Atlas 3A

 

РН Atlas 3A способен вывести на геопереходную орбиту полезный груз массой 4060 кг.

 


Общий вид РН Atlas 3A

 

 

РН Atlas 3 (как и ее модификация РН Atlas 3В) имеет высоту 51,9 м и снабжена алюминиевым головным обтекателем диаметром 4,27 м.

 

В качестве второй ступени РН используется РБ Centaur.

 

РН Atlas 3 представляет собой РН серии «переходной» к РН Atlas V. Эта РН уже имеет российскую двигательную установку РД-180 на первой ступени, как и созданная вслед за ней РН Atlas V, но еще сохраняла уникальную тонкостенную конструкцию первой ступени РН.

 


Хвостовой отсек РН Atlas 3A, в котором размещается российский двигатель РД-180

 

В составе РН Atlas 3A применяется «короткий» однодвигательный вариант двухдвигательного РБ Centaur, который до этого летал на РН семейства Atlas 2.

 

Первые ступени РН Atlas 3A и Atlas ЗВ аналогичны и оснащены одним двухкамерным кислородно-керосиновым двигателем РД-180 разработки НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко.

 

РН Atlas ЗВ отличается от РН Atlas 3A усовершенствованной криогенной верхней ступенью Centaur, которая длиннее своего предшественника на 1,68 м и предназначена для РН Atlas 5. Имеется вариант ступени с двумя кислородно-водородными двигателями RL10A42 фирмы Pratt & Whitney (отделение корпо-раци и United Technologies).

 

Единый для РН Atlas ЗВ и РН Atlas 5 РБ Centaur может иметь один (вариант SEC) или два (DEC) кислородно-водородных двигателя RL-10.

 

РН Atlas V имеет заново разработанную первую ступень диаметром 3,8 м.

 

Ракета-носитель Atlas V разработана компанией Lockheed Martin Space Systems в рамках программы развитого одноразового носителя EELV по заказу ВВС США.

 


РН Atlas V на стартовой площадке

 

Пуски РН Atlas V проводятся с космического стартового комплекса SLC-41 станции ВВС США «Мыс Канаверал», а также со стартового комплекса SLC-3E на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.

 


РН Atlas 5 на пусковом устройстве

 

РН Atlas 5 — это не просто формальное название для новой модификации испытанных в полете РН. Концептуально он построен на иных принципах, чем его предшественники, и отличается современной конструкцией, при создании которой использованы новейшие материалы и процессы.

 


Варианты конфигураций РН Atlas V

 

РН Atlas 5 в конфигурации «401» имеет стартовую массу 334,5 т, высоту 58,25 м и снабжен головным обтекателем диаметром 4 м.

 

РН Atlas 5 в конфигурации «401» способен вывести на геопереходную орбиту КА массой до 4950 кг.

 

Следует отметить, что в обозначении конфигураций РН Atlas 5 первая цифра означает диаметр головного обтекателя в метрах, вторая цифра — количество навесных стартовых твердотопливных ускорителей, третья цифра — число двигателей RL-10 на второй ступени Centaur.

 

РН Atlas V в конфигурации «411» содержит один стартовый твердотопливный ускоритель, головной обтекатель типа EPF диаметром 4,19 м и один двигатель на ступени Centaur. Грузоподъемность этого конфигурации РН на стандартную геопереходную орбиту составляет 6075 кг. При пуске с космодрома Ванденберг на орбиту с наклонением 63,4° и высотой в апогее 39000 км грузоподъемность РН составляет 5200 кг.

 

РН Atlas V в конфигурации «411» имеет высоту 58,2 м, стартовую массу 386,8 т и стартовую тягу 528,9 тс. РН Atlas V в данной интересна тем, что впервые в истории американской (да, похоже, и мировой) ракетно-космической техники использовалась существенно «несимметричная» конфигурация РН с одним навесным стартовым твердотопливным ускорителем для старта с Земли. Прохождение векторов тяги через центр масс РН обеспечивается скошенной на 3° установкой сопла стартового твердотопливного ускорителя и качающимися камерами сгорания маршевого ЖРД.

 

Жесткий единый центральный блок ССВ (Common Core Booster) диаметром 3,81 м и длиной 32,46 м оснащен кислородно-керосиновым двигателем РД-180 производства НПО «Энергомаш» (г. Химки Московской обл.) тягой 390,1 те на уровне моря и 423,2 те в вакууме. Предусматривается дросселирование ЖРД по специальной программе с целью уменьшения динамических нагрузок при прохождении максимального скоростного напора и удержания перегрузок на расчетном уровне.

 

Стартовый твердотопливный ускоритель SRB (Solid Rocket Booster) диаметром 1,55 м, длиной 19,5 ми стартовой массой 46,6 т изготовлен фирмой Aerojet. Он включается перед отрывом РН от старта и имеет тягу 138,7 те на уровне моря.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.