Ракета-носитель Ariane-5. Часть II

Мечтаете зарабатывать большие деньги, не прикладывая для этого больших усилий? В этом случае букмекерская контора фаворит москва к Вашим услугам! Делайте ставки и приумножайте свое благосостояние!

Подробности на sportstavka.com.



Создание РН Ariane-5E задержалось по ряду причин, главными из которых было отвлечение средств на доводку базовой РН после первого аварийного пуска 4 июня 1996 г. и проблемы с двигателем Vulcain 2.

 


Старт Ariane-5 Plus

 

В результате на первую модернизацию наложилась вторая, известная как программа Ariane-5 Plus (или Ariane 5+) и направленная на создание в период до 2005 г. новых вторых ступеней РН.

 

Движущими силами второй модернизации были два обстоятельства.

 

Во-первых, назревал бум запусков низко- и среднеорбитальных КА связи Iridium, Globalstar, ICO и т.п., а «классическая» РН Ariane-5G с однократным включением второй ступени РН не могла ни достичь таких орбит, ни вывести два аппарата на разные орбиты.

 

Во-вторых, рост массы геостационарных КА до 4-5 т и прогноз появления к 2005 г. шеститонных КА заставлял наращивать грузоподъемность РН.

 

Итогом должна была стать РН, способная выводить на геопереходную орбиту два КА шеститонного класса.

 

Первый этап программы Ariane-5 Plus предусматривал создание «гибкой» ( versatile) версии второй ступени EPS-V на высококипящем топливе с возможностью многократного включения двигателя Aestus. Для этого вторая ступень РН оснащалась блоком повторного запуска (Reignition Kit) и — поскольку время ее работы увеличивалось на несколько часов — несла дополнительные аккумуляторы и имела усиленную теплоизоляцию. РН с такой ступенью был назван РН Ariane-5V. Верхняя (вторая) ступень РН Ariane-5G EPS (Etage а Propergols Stockables) имеет высоту 3,356 м, максимальный диаметр 3,96 м, сухую массу 1,24 т и располагается внутри отсека оборудования УЕВ. На этой ступени РН установлен двигатель L9.7 Aestus, имеющий тягу в вакууме 27,5 кН и удельный импульс 321,3 с. Среднее время работы двигателя — 1100 с. В баках при запуске находится 9,7 т монометилгидразина и азотного тетраоксида. Система подачи на ступени РН — вытеснительная. Компоненты топлива хранятся в четырех баках, форма которых образована соединением шара и цилиндра, а гелий для вытеснения компонентов — в двух шар-баллонах под давлением 400 атм.

 

Второй этап программы Ariane-5 Plus предусматривал создание криогенной второй ступени ESC-A с обозначением Н14.4. Фактически это была модификация третьей ступени HIO РН Ariane-4 с двигателем НМ-7В и увеличенными баками кислорода (11,5 м3) и водорода (41,5 м3). РН, имеющая в своем составе модернизированный «пакет» Ariane-5E и новую вторую ступень ESC-A, получил обозначение РН Ariane-5ECA. Эта РН могла вывести на геопереходную орбиту два КА общей массой 9750 кг.

 

Третий этап (РН Ariane-5ECB) предусматривал создание ступени ESC-B типа Н21 с новым двигателем МС-150 Vinci и еще раз увеличенными до 17 м3 и 53 м3 баками.

 

ЖРД тягой 150 кН и удельным импульсом 460 с мог включаться в полете до пяти раз с интервалами от 3 мин. до 6 час, обеспечивая выведение КА на разные орбиты.

 

Эта РН могла вывести на геопереходную орбиту два КА общей массой 12 т, или груз в 7,85 т на отлетную траекторию к Марсу.

 

В 2003 г. из-за нехватки средств реализация проекта Ariane-5ECB была приостановлена.

ЕКА решило интегрировать утвержденные ранее программы Ariane-5 Evolution и Perfo-2000 в программу Ariane-5 Plus. Теперь первый ее этап включал как модернизацию «пакета» до РН Ariane-5E, так и постепенную модернизацию второй ступени РН.

 

Первый вариант ступени РН с увеличенными баками горючего, но без возможности повторного запуска двигателя, стал называться EPS-E. РН с такой ступенью получила обозначение РН Ariane-5ES (S — от франц. stockables, т.е. долгохранимая). РН с вторым вариантом ступени EPS-V была названа РН Ariane-5ESV.

 


Ракета-носитель Ariane-5G

 

В варианте РН Ariane-5G частичное улучшение характеристик ступени EPS было достигнуто путем установки нового БРЭО в отсеке оборудования и доработки программного обеспечения.

 

Вторым вариантом является РН Ariane-5G+ по программе Perfo-2000 — с облегченным на 160 кг отсеком оборудования, второй ступенью РН в варианте L10 и облегченными упрощенными соплами типа Р200 1 на ускорителях.

 

 

РН Ariane-5G+, в отличие от базовой версии РН Ariane-5G, оснащена модернизированной «универсальной» второй ступенью EPS L 1 О (встречается обозначение EPS+) с высококипящим топливом. Число «10» в обозначении ступени — это масса заправляемого в ступень РН топлива. На РН Ariane-5G использовалась ступень EPS L9,7.

 

Ступень EPS L10 имеет баки увеличенного объема, что позволило увеличить заправку горючего (монометилгидразин) на 250 кг; при этом несколько изменилось соотношение компонентов топлива. Для обеспечения теплового режима ступени во время баллистического полета был введен режим закрутки («барбекю»).

 

Другими изменениями в конструкции РН стало использование сложного корпуса отсека оборудования из композиционного углеродного материала, который легче своего металлического предшественника на 100 кг. Кроме того, используются упрощенные сопла типа Р2001 на твердотопливных стартовых ускорителях ЕАР.

 


Предельно допустимой для запуска РН Ariane-5 считается скорость ветра у поверхности от 7,5 до 9,5 м/с в зависимости от направления ветра. Наиболее критичным является северный ветер, который при старте тянет взлетающую РН в сторону стартовой башни. Кроме того, существуют ограничения по скорости ветра на высотах от 2 до 10 км.

 

В ЦНИИмаше (г. Королев) был исследован вариант РН Ariane-5 — РН «Баргузин» (Bargouzin).

 

Суть варианта заключается в следующем: на РН Ariane-5 два стартовых твердотопливных ускорителя заменяются ускорителями многократного использования типа «Байкал» разработки Центра имени Хруничева, но более крупными. Ускоритель длиной 32,75 м и высотой 10,58 м имеет размах крыла (при посадке) 19,88 м. Двигательная установка включает два жидкостных двигателя РД-191М и турбореактивый двигатель Д-436-Т1.

 

Масса РН Ariane-5 в варианте «Баргузин» (Bargouzin) составляет при взлете 253 т.

 

РН Ariane 5 в варианте «Баргузин» (Bargouzin) способна доставить на геопереходную орбиту полезный груз массой до 13 т.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.