Спор об алхимии

Хотите похудеть за несколько месяцев, чтобы к лету выглядеть на ‘миллион долларов’, тогда, не думая ни секунды, вбейте в поисковую строку Яндекса: “диета протасова первая неделя”, а лучше сразу же посетите сайт www.netkilo.ru, где Вы определенно точной найдете для себя самый эффективный рецепт похудения!


041112 0835 1 Спор об алхимии

В буржуазной литературе твердо установилось мнение, что в самом суеверии, кроме ненужного хлама, есть еще н зерно истины, остатки старинных знаний и начало новой науки. В 1923—1958 гг. американский профессор Л. Торндайк опубликовал восемь томов «Истории магии и экспериментальной науки», стараясь доказать, что магия в процессе своего развития оказала услуги научному знанию. Некоторые историки науки пишут, что в навозе колдовства есть и золото истинного знания, современные науки будто дети «тайных наук», происхождение которых теряется во мраке времен: христианская алхимия была матерью химии, астрология — астрономии, каббала — математики и т. д.

 

041112 0835 2 Спор об алхимии

В древности и в средние века в астрологии и алхимии, помимо веры в духов и магии, действительно были и зачатки астрономических и химических знаний, однако эти знания вырастали не из астрологических или алхимических заблуждений, а из практических нужд людей в их борьбе с природой. Своей основой наука имеет признание объективности материальной природы и закономерного характера ее развития, а магия строит все свои заключения на ассоциациях, основанных, по словам Г. В. Плеханова, на недостаточном различении того, что происходит в голове человека, с тем, что совершается в действительности.

 

В противоположность вульгарному материализму, с точки зрения которого магия есть только чепуха, достойная осмеяния, марксистская философия исходит из того, что человеческое познание чрезвычайно трудный, сложный н противоречивый процесс, который таит возможность отлета мысли от действительности — создание фантастических образов и ложных идей. Мистицизм, как идеализм, представляет собой пустоцвет, растущий на живом дереве познания и питающийся его соками.

 

Мистицизм когда-то являлся оболочкой для рациональных знаний, извращал добытые практические знания и тормозил их развитие. У немецкого врача Парацельса и философов Бёме и Гегеля, у французского математика Паскаля, у швейцарского историка права Бахофена сколько глубоких идей переплеталось с ложными, фантастическими вымыслами! Истинное познание мира происходит в борьбе с заблуждениями. История науки есть история освобождения от бессмыслиц мистики.

 

Современные мистики пишут о том, что алхимики должны торжествовать победу, ибо теперь осуществляются их самые дерзкие мечты: в реакторах и циклотронах производится превращение элементов.

 

В 1961 г., когда в Париже происходил международный конгресс по вопросам катализа, с помощью которого теперь из самого обыкновенного сырья изготовляются синтетические продукты, поражающие своим разнообразием, оккультисты писали, что катализ это, мол, нечто вроде философского камня XX в.

 

041112 0835 3 Спор об алхимии

Все попытки связать современные успехи физики и химии с доктриной о философском камне есть заблуждение. Разве наука нашла или может найти философский камень, обеспечивающий людям «совершенное счастье», о чем грезили алхимики? Этот химерический камень должен был обладать тремя богоподобными свойствами: служить средством общения с духами и планетами, излечивать все болезни и возвращать молодость, превращать несовершенные металлы в совершенные. Из этого видно, что нельзя отождествлять фантазии о философском камне с мечтой людей о возможности трансмутации металлов, во что верили И. Ньютон и Р. Бойль и что ныне превращается в действительность.

 

«… существует очень тесная связь между алхимией и религией, — писал Энгельс. — Философский камень обладает многими богоподобными свойствами, и египетско-греческие алхимики первых двух столетий нашего летосчисления тоже приложили свою руку при выработке христианского учения»*.

 

Алхимия невозможна без веры в философский камень, великий эликсир, чудесный магистриум. Ф. Энгельс осуждал попытки толковать современную химию как истинную алхимию. Оп писал: «Если возможна религия без бога, то возможна и алхимия без своего философского камня»**. В основе алхимии лежала вера в духов, как одухотворение стихий планет и металлов, и магия, как попытка колдовским путем влиять на природу. Алхимики верили, что каждая планета и металл имеют своих духов, при содействии которых и происходит образование философского камня. Для алхимика духи являются формирующими силами материи, «материя ничто (пустота), а дух все», а для современного химика сила присуща самой материи.

 

Химия ведет свое начало не от веры в духов и магию, а от тех элементов истинных знаний, которые содержались в средневековой алхимии, как называли арабы около VIII в. химию («черная земля»). Недавно открытые в библиотеках Каира и Стамбула подлинные произведения арабских ученых показали, что к началу IX в. в алхимических рукописях нет следов веры в духов или магию. Эти ученые занимались изготовлением разных кислот, применяли дистилляцию, фильтрацию, кристаллизацию, имели для этой цели — разные аппараты, а не «вызывали духов», не колдовали.

 

—————————————————————————————————————-

*К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 293.

**Там же.

—————————————————————————————————————-

 

041112 0835 4 Спор об алхимииНаука вырастала из практической ремесленной химии: крашения тканей, обработки кожи, изготовления лекарств и т. д., которая была чужда так называемой христианской алхимии, возникшей в эпоху падения античного мира и особенно распространившейся в период разложения феодализма в Западной Европе. В XVI в. там не было ни одного монастыря без печи алхимика, мечтавшего добыть золото. Католическое духовенство объявило Моисея и Соломона основателями алхимии, ссылаясь на крещение и причащение как на алхимические таинства, видело намек на философский камень в изречении Апокалипсиса: «Тому, «то победит, я дам белый камень». В Германии еще в XVIII в. алхимики обосновали свое учение на 100 цитатах из Библии.

 

Мистические бредни тормозили развитие химии. Например, вера в то, что в природе существует только семь элементов по числу семи планет, которые «симпатизируют» им, мешала открытию новых элементов. В представлениях алхимиков совершенно сливались газ и дух, имевшие одно и то же название. Потускнение металла приписывалось влиянию злых духов, считалось болезнью, аналогичной сыпи на коже больного человека. В конце XVI в. в Германии жаловались на то, что некоторые рудники заброшены, ибо ими завладели «злые духи металлов». О горных рудах, содержащих тугоплавкий кобальт, говорили: «Горный дух сидит в этой руде. Много надо времени, пока он отдаст металл». Описание химических процедур в символах п аллегориях затуманивало рациональное познание.

Если бы христианская алхимия была по своему характеру наукой, пусть и примитивной, зачаточной, то по мере развития научных знаний объем ненаучных элементов должен бы уменьшаться, уступая место научным данным, а на деле по мере приближения к новому времени алхимия делается все более и более мистической. В общем, пользы христианская алхимия принесла мало, только в редких случаях поиски алхимиков случайно давали практические результаты, например, в 1669 г. немецкий алхимик Бранд, желая получить философский камень, случайно открыл фосфор.

 

041112 0835 5 Спор об алхимии

В капиталистических странах еще и сейчас не перевелись алхимики. Парижское издательство Ж. Ж. Поверу опубликовало в 1964 г. книгу Этена Канселье «Алхимия» — руководство для получения философского камня. В газете «Фигаро» помещена фотография автора и его «лаборатории». «Мне очень повезло, — пишет шарлатан, — моя лаборатория выходит на юго-запад, и в нее попадают лучшие лучи Луны, имеющие огромное влияние на преобразование белых металлов».

 

Домыслы некоторых современных идеалистов о существовании нематериальных или полуматериальных сущностей — это возврат к фантазиям алхимиков. Энгельс писал о нелепости попыток тех, «кто после открытия и установления законов современной химии вздумал бы воскресить старую алхимию и пожелал бы воспользоваться атомным весом, молекулярными формулами, валентностью атомов, кристаллографией и спектральным анализом единственно для того, чтобы открыть… философский камень»***.

 

—————————————————————————————————————-

***Там же, т. 20, стр. 277.

—————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: Спор об алхимии
Автор: admin | 11 Апрель 2012 | 676 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100