Хотите похудеть за несколько месяцев, чтобы к лету выглядеть на ‘миллион долларов’, тогда, не думая ни секунды, вбейте в поисковую строку Яндекса: “диета протасова первая неделя”, а лучше сразу же посетите сайт www.netkilo.ru, где Вы определенно точной найдете для себя самый эффективный рецепт похудения!
В буржуазной литературе твердо установилось мнение, что в самом суеверии, кроме ненужного хлама, есть еще н зерно истины, остатки старинных знаний и начало новой науки. В 1923—1958 гг. американский профессор Л. Торндайк опубликовал восемь томов «Истории магии и экспериментальной науки», стараясь доказать, что магия в процессе своего развития оказала услуги научному знанию. Некоторые историки науки пишут, что в навозе колдовства есть и золото истинного знания, современные науки будто дети «тайных наук», происхождение которых теряется во мраке времен: христианская алхимия была матерью химии, астрология — астрономии, каббала — математики и т. д.
В древности и в средние века в астрологии и алхимии, помимо веры в духов и магии, действительно были и зачатки астрономических и химических знаний, однако эти знания вырастали не из астрологических или алхимических заблуждений, а из практических нужд людей в их борьбе с природой. Своей основой наука имеет признание объективности материальной природы и закономерного характера ее развития, а магия строит все свои заключения на ассоциациях, основанных, по словам Г. В. Плеханова, на недостаточном различении того, что происходит в голове человека, с тем, что совершается в действительности.
В противоположность вульгарному материализму, с точки зрения которого магия есть только чепуха, достойная осмеяния, марксистская философия исходит из того, что человеческое познание чрезвычайно трудный, сложный н противоречивый процесс, который таит возможность отлета мысли от действительности — создание фантастических образов и ложных идей. Мистицизм, как идеализм, представляет собой пустоцвет, растущий на живом дереве познания и питающийся его соками.
Мистицизм когда-то являлся оболочкой для рациональных знаний, извращал добытые практические знания и тормозил их развитие. У немецкого врача Парацельса и философов Бёме и Гегеля, у французского математика Паскаля, у швейцарского историка права Бахофена сколько глубоких идей переплеталось с ложными, фантастическими вымыслами! Истинное познание мира происходит в борьбе с заблуждениями. История науки есть история освобождения от бессмыслиц мистики.
Современные мистики пишут о том, что алхимики должны торжествовать победу, ибо теперь осуществляются их самые дерзкие мечты: в реакторах и циклотронах производится превращение элементов.
В 1961 г., когда в Париже происходил международный конгресс по вопросам катализа, с помощью которого теперь из самого обыкновенного сырья изготовляются синтетические продукты, поражающие своим разнообразием, оккультисты писали, что катализ это, мол, нечто вроде философского камня XX в.
Все попытки связать современные успехи физики и химии с доктриной о философском камне есть заблуждение. Разве наука нашла или может найти философский камень, обеспечивающий людям «совершенное счастье», о чем грезили алхимики? Этот химерический камень должен был обладать тремя богоподобными свойствами: служить средством общения с духами и планетами, излечивать все болезни и возвращать молодость, превращать несовершенные металлы в совершенные. Из этого видно, что нельзя отождествлять фантазии о философском камне с мечтой людей о возможности трансмутации металлов, во что верили И. Ньютон и Р. Бойль и что ныне превращается в действительность.
«… существует очень тесная связь между алхимией и религией, — писал Энгельс. — Философский камень обладает многими богоподобными свойствами, и египетско-греческие алхимики первых двух столетий нашего летосчисления тоже приложили свою руку при выработке христианского учения»*.
Алхимия невозможна без веры в философский камень, великий эликсир, чудесный магистриум. Ф. Энгельс осуждал попытки толковать современную химию как истинную алхимию. Оп писал: «Если возможна религия без бога, то возможна и алхимия без своего философского камня»**. В основе алхимии лежала вера в духов, как одухотворение стихий планет и металлов, и магия, как попытка колдовским путем влиять на природу. Алхимики верили, что каждая планета и металл имеют своих духов, при содействии которых и происходит образование философского камня. Для алхимика духи являются формирующими силами материи, «материя ничто (пустота), а дух все», а для современного химика сила присуща самой материи.
Химия ведет свое начало не от веры в духов и магию, а от тех элементов истинных знаний, которые содержались в средневековой алхимии, как называли арабы около VIII в. химию («черная земля»). Недавно открытые в библиотеках Каира и Стамбула подлинные произведения арабских ученых показали, что к началу IX в. в алхимических рукописях нет следов веры в духов или магию. Эти ученые занимались изготовлением разных кислот, применяли дистилляцию, фильтрацию, кристаллизацию, имели для этой цели — разные аппараты, а не «вызывали духов», не колдовали.
—————————————————————————————————————-
*К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 293.
**Там же.
—————————————————————————————————————-
Наука вырастала из практической ремесленной химии: крашения тканей, обработки кожи, изготовления лекарств и т. д., которая была чужда так называемой христианской алхимии, возникшей в эпоху падения античного мира и особенно распространившейся в период разложения феодализма в Западной Европе. В XVI в. там не было ни одного монастыря без печи алхимика, мечтавшего добыть золото. Католическое духовенство объявило Моисея и Соломона основателями алхимии, ссылаясь на крещение и причащение как на алхимические таинства, видело намек на философский камень в изречении Апокалипсиса: «Тому, «то победит, я дам белый камень». В Германии еще в XVIII в. алхимики обосновали свое учение на 100 цитатах из Библии.
Мистические бредни тормозили развитие химии. Например, вера в то, что в природе существует только семь элементов по числу семи планет, которые «симпатизируют» им, мешала открытию новых элементов. В представлениях алхимиков совершенно сливались газ и дух, имевшие одно и то же название. Потускнение металла приписывалось влиянию злых духов, считалось болезнью, аналогичной сыпи на коже больного человека. В конце XVI в. в Германии жаловались на то, что некоторые рудники заброшены, ибо ими завладели «злые духи металлов». О горных рудах, содержащих тугоплавкий кобальт, говорили: «Горный дух сидит в этой руде. Много надо времени, пока он отдаст металл». Описание химических процедур в символах п аллегориях затуманивало рациональное познание.
Если бы христианская алхимия была по своему характеру наукой, пусть и примитивной, зачаточной, то по мере развития научных знаний объем ненаучных элементов должен бы уменьшаться, уступая место научным данным, а на деле по мере приближения к новому времени алхимия делается все более и более мистической. В общем, пользы христианская алхимия принесла мало, только в редких случаях поиски алхимиков случайно давали практические результаты, например, в 1669 г. немецкий алхимик Бранд, желая получить философский камень, случайно открыл фосфор.
В капиталистических странах еще и сейчас не перевелись алхимики. Парижское издательство Ж. Ж. Поверу опубликовало в 1964 г. книгу Этена Канселье «Алхимия» — руководство для получения философского камня. В газете «Фигаро» помещена фотография автора и его «лаборатории». «Мне очень повезло, — пишет шарлатан, — моя лаборатория выходит на юго-запад, и в нее попадают лучшие лучи Луны, имеющие огромное влияние на преобразование белых металлов».
Домыслы некоторых современных идеалистов о существовании нематериальных или полуматериальных сущностей — это возврат к фантазиям алхимиков. Энгельс писал о нелепости попыток тех, «кто после открытия и установления законов современной химии вздумал бы воскресить старую алхимию и пожелал бы воспользоваться атомным весом, молекулярными формулами, валентностью атомов, кристаллографией и спектральным анализом единственно для того, чтобы открыть… философский камень»***.
—————————————————————————————————————-
***Там же, т. 20, стр. 277.
—————————————————————————————————————-
Найти на unnatural: Спор об алхимии