Советский воздушно-космический самолет

Не секрет, что вся наша жизнь крутиться вокруг определенных чисел. Магия чисел действует на сознание людей, а 25 – одно из таких магических чисел.

Наиболее сильное влияние этого знакового числа на свои действия, поступки и даже судьбу ощущают именинники, отмечающие свой двадцать пятый день рождения. И здесь начинает действовать правило: как встретишь праздник, так и проведешь всю свою оставшуюся жизнь, поэтому Всем тем, кто вот-вот отмерит четверть века следует основательно подготовиться к предстоящему торжеству.

080512 2200 1 Советский воздушно космический самолет

Советский воздушно-космический самолет (ВКС) разрабатывался в Ракетно-космической корпорации «Энергия» в середине 1980-х годов.

 

История этого практически неизвестного проекта еще ждет своего открытия. Но один интересный факт известен уже сегодня — используя проект воздушно-космического самолета, руководство НПО «Энергия», в первую очередь в лице В.П. Глушко, в 1985 году попыталось «дать последний бой» программе создания многоразовой космической системе (МКС) «Энергия-Буран», которая к тому времени уже вступала в этап полномасштабных летно-космических испытаний.

 

Открыто выступить против навязанной «сверху» программы «Энергия-Буран» В.П. Глушко и его окружение не могли — создание МКС являлось фактически общенациональной военно-стратегической задачей и было узаконено постановлениями и решениями Совета обороны, ЦК КПСС, Совета министров, ВПК и закреплено министерскими приказами и пятилетними планами СССР.

 

Поэтому было принято решение обратиться с письмом в ЦК КПСС «от лица коллектива» НПО «Энергия», подписи под которым должны были поставить многочисленные руководители среднего звена — руководители отделов, отделений и т. п. Так и было сделано — текст письма, обосновывавшего бесперспективность продолжения работ над «Бураном» и необходимость развертывания широкомасштабных работ по созданию ВКС (имевшего «внутрифирменное» обозначение ГК-155), по негласному решению парткома и с ведома В.П. Глушко, было поручено написать Владимиру Евграфовичу Бугрову, занимавшему в ту пору должность руководителя группы и ведущего конструктора по МКС «Энергия-Буран» в 167 отделе НПО.

 

Письмо в ЦК ушло, но инициатива «коллектива» осталась без ответа… Проект воздушно-космического самолета «лег под сукно»… Сохранившиеся конструкторские эскизы и фотографии масштабной модели ВКС позволяют получить общее представление о проекте…

 

080512 2200 2 Советский воздушно космический самолет

 

Данное письмо, содержимое которого сразу же стало достоянием общественности, — образец очередного «безобидного» мифа. А теперь, что было на самом деле.

 

Когда Цыбин познакомил меня со своими проработками, я «зажегся» его идеей и буквально в каждый обеденный перерыв бегал к нему обсуждать детали проекта. Становилось ясно, что для создания ВКС нужно полностью использовать весь научно-производственный задел но «Бурану», но тогда остается вопрос — а что делать с ракетой «Энергия»? Вот тут и намечался ясный ответ: не возить же на ней космонавтов на орбиту — конечно на Марс! С этого момента ВКС стал моим кровным делом. Но все должно быть по порядку. Главный вопрос — к кому обращаться с предложением, чтобы оно не вызвало обратной реакции? Разумеется, на самый верх. Письмо М.С. Горбачеву действительно написал я, но не как соавтор — идея полностью принадлежала Цыбину. Просто Павел Владимирович не мог прочитать то, что сам писал. Про себя я понимал, что по головке могут не погладить — ведущий конструктор по комплексу «Энергия-Буран» пишет своей рукой, что «Буран» не нужен. Но идея была очень заманчивой. Однако, в отличие от того, что сказано в Интернете, реакция Президента на это письмо была вполне адекватной. Он созвал совещание с участием большого количества военных высшего состава и главных конструкторов всех наших ведущих авиационных фирм. Поскольку предмет обсуждения был заранее объявлен, многие явились с конкретными проработками. Цыбин участвовал в совещании и подробно рассказал о том, что на нем было. Горбачев поддержал идею. Вскоре вышел приказ министра, предписывавший создать в подчинении Цыбина проектное подразделение, и оно было создано приказом нашего генерального директора В.Д. Вачнадзе. Никаких нареканий в мой адрес от руководства не поступало. Был даже подготовлен и завизирован всеми и Б.И. Губановым, приказ о моем назначении ведущим конструктором по изделию ГК-155 (внутренний индекс ВКС) с сохранением обязанностей по изделию 11Ф36 (индекс МРКК «Энергия»). Хотя приказ не был подписан, я провел необходимую организационную работу: нашел помещение, набрал в отдел специалистов, помог разработать структурную схему ВКС, словом, процесс пошел, и осталось ждать проекта по ВКС и успешного запуска ракеты «Энергия». Нахлынувшая на страну перестройка смешала все карты, в том числе и космические. М.С. Горбачев не проконтролировал исполнение принятых им решений по проекту ВКС.

 

080512 2200 3 Советский воздушно космический самолет

Рисунок неизвестного художника, пропагандирующего высокие достижения Советского Союза на космическом поприще

 

Подводя итог, мы видим, что уверенность в осуществлении в недалеком будущем экспедиции на Марс была не только у Королева и Тихонравова, но и у Келдыша и даже у Устинова. А все, что задумывали Королев и Тихонравов, осуществлялось. Так что экспедиция на Марс вполне могла стать главной задачей страны. Для этого она должна была стать одной из главных задач главы государства. Главе кто-то должен был объяснить, что именно экспедиция на Марс на самом деле магистральный путь освоения космического пространства, а не какие не долговременные станции.

 

080512 2200 4 Советский воздушно космический самолет

Рис. 1.Транспортировка комплекса «Энергия-Буран» к стартовой площадке

 

Марсианской экспедиции, вопреки мнению сегодняшних скептиков, был предопределен успех. «Буран» по чьей-то злой воле занял ее место. Я очень кратко рассказал, как мы, используя опыт работ с комплексом ЛЗ, приступили к коренному усовершенствованию процесса создания таких сложных изделий, какими являются марсианский, лунный комплексы, комплекс «Энергия-Буран» (рис. 1). И, как видно, нам это удалось. Если успешно слетал и сел с отклонением в три метра от расчетной точки на полосе беспилотный корабль «Буран», то столь же успешно слетал бы на Марс и вернулся на Землю ТМК (рис. 2).

 

080512 2200 5 Советский воздушно космический самолет

Рис. 2. Отделение исследовательского зонда от ТМК в представлении советских ученых

 

Триумф «Бурана» — это триумф созданной Королевым школы по созданию сложнейших пилотируемых ракетно-космических комплексов. В чем конкретно заключается существо этой школы, мы постараемся разобраться, но это — отдельная тема.

Автор: admin | 6 Август 2012 | 1 153 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

You must be logged in to post a comment.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.