Советские планы освоения Луны с использованием сверхтяжелых ракет-носителей. Часть VI

Вас гораздо больше интересует не Луна, а Ваше авто? Тогда рекомендую Вам купить зимнюю резину прямо сейчас! Данный шаг позволит Вам сэкономить значительную денежную сумму, если сделаете это Вы на сайте avtashan.ru.



РН Н1 на старте

 

Первый пуск Н1 был произведен 21 февраля 1969 г. В первые секунды полета из-за ошибки в работе системы управления отключился двигатель №12 и симметричный ему двигатель №24. Дальнейший подъем происходил при 28 работающих двигателях. На 55-й секунде полета в хвостовом отсеке ракеты возник пожар. Во время второго запуска, 3 июля 1969 г., через 0,4 секунды после старта взорвался двигатель № 8, и начался пожар в хвостовом отсеке. Третий запуск состоялся 27 июня 1971 г. Все двигатели блока А работали нормально, однако практически сразу ракета начала вращаться по крену. Через 50,1 секунды после старта полет был аварийно прекращен.

 


Запуск космического аппарата Т2К на орбиту ИСЗ

 

Параллельно с испытаниями Н 1 проводились испытания лунного посадочного корабля на орбите Земли. Было осуществлено три успешных испытательных полета корабля в варианте Т2К (рис. выше): 24 ноября 1970 г. («Космос-379»), 26 февраля 1971 г. («Космос-398») и 12 августа 1971 г. («Космос-434»). На этом испытания, подтвердившие высокую надежность лунного посадочного корабля, завершились.

 


Лунно-посадочный корабль-модуль ЛК

 

23 ноября 1972 г. состоялся четвертый пуск РН Н 1 №7Л. На ракете установили штатные орбитальный и посадочный корабли. Лунный комплекс должен был выполнить полную программу полета с посадкой на Луну, взлетом и стыковкой в беспилотном режиме. Но на 107 секунде полета ракета взорвалась.

 

К началу 1974 г. была собрана ракета Н1 № 8Л, на которой были установлены модернизированные двигатели НК-15. Пуск планировался на август 1974 г. Предполагалось этим пуском выполнить всю программу с посадкой на Луну в беспилотном варианте. Однако в мае 1974 г. работы по программе H1 — Л3 были прекращены.

 

В начале 1972 г. в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) (бывшее ОКБ-1) был разработан проект более совершенной лунной программы H1 — Л3М. В этой программе предполагалось форсировать ракету-носитель — повысить до 100 т грузоподъемность Н1 за счет замены керосина на синтин (циклин) и создать новый корабль для экспедиции на Луну по двухпусковой схеме, в которой тормозной блок и лунный корабль запускаются на околоземную орбиту при отдельных пусках РН, а затем индивидуально, с помощью собственных ракетных блоков, выводятся на траекторию полета к Луне. Их стыковка производится на окололунной орбите. В случае невозможности стыковки лунный корабль с помощью собственного двигателя стартует с окололунной орбиты к Земле. При успешном осуществлении стыковки тормозной блок используется для схода корабля с окололунной орбиты и гашения большей части скорости. Мягкая посадка на Луну обеспечивается с помощью двигательной установки и посадочных опор корабля. Взлет с Луны и возвращение на Землю предполагались по прямой схеме.

 


Лунно-орбитальный корабль-модуль ЛОК

 

Разгонный блок проекта H1 — Л3М должен был стать первой советской высокоэнергетической ступенью. На нем предполагалось установить четыре кислородно-водородных двигателя, разработку которых поручили ОКБ А.Исаева. Первый советский криогенный двигатель, построенный по замкнутой схеме, получился очень экономичным и надежным. Он превосходил аналогичный американский двигатель, разработанный фирмой «Pratt & Whitney» для верхней ступени ракеты «Atlas-Centaur». В дальнейшем этот двигатель был усовершенствован, став конкурентоспособным на мировом рынке.

 

Одновременно под руководством В.П. Бармина в Конструкторском бюро общего машиностроения (КБОМ) шла разработка проекта обитаемой долговременной лунной базы. Была создана полномасштабная модель станции, решены многие технические проблемы, в том числе защита от радиации. Были разработаны проекты транспортных средств для обеспечения выполнения научной программы.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.