Ту-144: серийный самолет. Часть II


 

Напомню, что в то время Алексей Андреевич Туполев считал, что у каждой системы должен быть свой ответственный разработчик, полностью за нее отвечающий своей головой. Наша задача дать свое техническое задание.

 

И мне, например, казалось это единственно правильным, пока я не узнал, как работала фирма «Аэроспасьяль» [ «Aerospatial»] по «Конкорду». Возможно, я успел забыть, как работал Андрей Николаевич, который не рассматривал, скажем, вопросы аэродинамики без руководителей других служб.

Французы компоновали самолет и все его системы как единое целое (единый организм) и делали это сами, заказывая блоки, агрегаты и т. д. или покупали уже готовые у других специализированных фирм. Много позже я узнал, что так работает и фирма «Боинг». Этому соответствуют стандарты АРИНГ, позволяющие компоновать системы из блоков разных фирм и устанавливать на одно и то же место блоки разных фирм, аналогичные по функции.

 

И я понял, что мы потеряли взаимосвязь систем, хотя и использовали, вслед за французами, системный анализ безопасности и, что так нельзя получить «гармоничный здоровый организм», что-нибудь да будет «отторжено» в самый неудачный момент.

 


Указанный выше блок управления под Ту-154 решили для безопасности отключать на взлете и посадке по положению ПК. Все были довольны, и ни аэродинамикам во главе со мной, ни управленцам во главе с Роднянским, ни разработчикам автоматики управления, ни тем, кто делал отключение-включение этого блока, не пришло в голову, что в самолет заложили «бомбу». Так как в зависимости от манеры пилотирования самолета летчиком по триммированию (снятию усилий со штурвала) можно при отключении-включении блока получить скачок руля (элевонов) до 10°. «Бомба» взорвалась в Париже [в 1973 г.].

 

Одни компоновали топливную систему. Другие компоновали установку вспомогательной силовой установки (ВСУ). Третьи занимались вопросами вибраций и ресурса. Но никто не подумал, что нельзя ставить ВСУ так, что пространство вокруг него может быть заполнено топливом при каких-то «не их» разрушениях, а записали в Руководстве для конструкторов (РЛЭ) слова, что запрещается при течах запускать ВСУ. Дома строят из дерева, хотя они горят, но для этого их надо поджечь. «Подожгли под Москвой», забыв про строгие указания РЛЭ.

 


Взлет аэробуса А380

 

«Единый проектировщик» особенно важен сейчас, когда самолет начинает вслед за широким применением информационных технологий (ИТ) превращаться в единый организм с взаимосвязанными подсистемами, когда сбой в одной из них может вызвать развитие катастрофической ситуации в другой. Поэтому необходимо рассматривать все возможные сбои, взаимосвязанные со всем, что составляет самолет. Так думаю я. Я, как и все, могу ошибаться, но сегодня нам известно, что взаимное влияние систем задержало поставку аэробуса А380 на два года. Анализы, выполненные Казанским филиалом КБ по разработанной ими расчетной программе функционирования электросхем, наглядно показали возможность влияния отказа в одной системе или ее питания, на отказ другой, безотказно работающей системы.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.