Ту-144: доводка опытного самолета. Часть I

Начались будни продолжающейся наземной доводки и доработки. Самолет в ангаре на козлах (подъемниках), отрабатывается уборка-выпуск шасси, доводятся и доукомплектовываются все системы и оборудование. И только через несколько месяцев был совершен второй вылет, а потом начались и более или менее регулярные полеты.

 

Я приезжал на каждый полет — все хотел услышать шум, с которым нам надо бороться. И каждый раз завораживающее зрелище: или поведение тележек шасси, или изменение углов тангажа, или элевоны и т. д. — все не давало мне услышать шум, и только на пятый или шестой раз, я, умышленно закрыв глаза, его услышал и был потрясен: как это я его вообще мог не слышать? Понятно, что первое время я приезжал смотреть каждый взлет, каждую посадку и потом, после разбора, сидел с Еляном и Козловым, разбираясь с их восприятиями и претензиями.

 


Доводка опытного самолета Ту-144 в цехе завода

 

Наконец, сняли сглаживающие вход воздуха обтекатели на воздухозаборнике, и самолет принял демонстрационный вид.

 

21 мая 1969 г. состоялась первая публичная демонстрация самолета Ту-144 в аэропорту «Шереметьево» для советских и зарубежных корреспондентов, а также специалистов гражданской авиации. Для выполнения этого мероприятия 19 мая 1969 г. министром авиапромышленности П. В. Дементьевым было подписано специальное решение.

 


Двигатель РД-36

 

Я на этом мероприятии не был не только потому, что не люблю всякую «показуху», но и потому, что меня не пригласили, — мол, занимайся своими делами. А дел по серийной машине было много, да и надо было готовить материалы, «обосновывающие» возможные летные данные для очередного высокого распоряжения по варианту с двигателями типа ТРД ( «РД-36—51 А»).

 

Больше всего времени отнимал опытный самолет: что стоила одна поездка на базу — два, три часа «кошке под хвост». Правда, я, почти без исключения, брал кого-либо из сотрудников, и мы обсуждали всю дорогу пути решения текущих дел.

 

Конечно, нам хотелось, чтобы Ту-144 как можно быстрее стал «сверхзвуковым». Мы считали правильным отработать все системы окончательно (уверенно) на земле, и в первом, ну, во втором полете, выйти на сверхзвуковую скорость. Однако принятая в стране методика позволяла в следующем полете увеличивать скорость только на 0,1—0,2 числа М, потом возвращаться на землю, анализировать ИНЖЕНЕРАМ результаты, и вслед за этим разрешать: делать или нет следующий шаг. Принимать решение по увеличению скорости летчикам не доверяли, хотя кругом кричали, что «летчики учат самолет летать». Конечно, они сами учатся летать на этом самолете с его характеристиками, по их ощущениям, как я думаю, сильнее всех «производных», но так думал я. Хотя мне было известно, что летчики-испытатели, например К. К. Попов, Ю. Т. Алашеев и другие, попадали в полете в режимы разрушительных вибраций и не предчувствовали их наступления. Во второй половине ХХ в. я и другие расчетчики верили в свои вычисления и считали возможным двигаться вперед много быстрее. Французы, к слову, в первом полете на А340 облетели границы всей эксплуатационной области (около 3 часов полета). А мы двигались вперед немного быстрее черепахи.

 

И все же, 5 июня 1969 г. Ту-144 вышел на сверхзвуковую скорость полета (число М= 1,08).

Ура! Опытный самолет стал сверхзвуковым.

 


В одном из первых полетов «через звук» привезли материалы по записям приборов, по которым инженеры определяли, что на скоростях, соответствующих числу М порядка 1,4—1,5 самолет потеряет путевую устойчивость. Нашлись и такие, которые сказали: «Мы так и говорили!» Стоп продвижению по скорости. Мы в КБ знали, что нет никакой потери устойчивости, но доказывать это службе Г. Ф. Набой-щикова пришлось долго и упорно. Расчеты показывали, что потери устойчивости нет, а есть полученное еще из продувок влияние разности сопротивления консоли крыла при отклонении элевонов вверх или вниз на один и тот же угол, действующее против сил от вертикального оперения. Значительную роль в поиске истины сыграл математический анализ результатов летных испытаний, сделанный Абрамом Васильевичем Стасевичем. Убедили. Пошли дальше. Потери устойчивости не обнаружили.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.