История Ту-144: сертификация. Часть II

Советское самолетостроение Вас совершенно не интересует и Вы бы с гораздо большим удовольствием, чем читать данную статью, отправились бы в речной круиз? Тогда Вам следует незамедлительно посетить страничку http://rosa-victoria.com.ua/?lang=ua, где Вы сможете на самых выгодных для себя условиях арендовать теплоход “Rosa Victoria” в Киеве!


120213 1454 14 История Ту 144: сертификация. Часть II

Опыта катастроф у нас в стране было меньше, чем в мире (они обменивались, а нас не допускали), поэтому очень многие статьи требований ОТТ ВВС и НЛГ были написаны по домыслам (пониманиям) ученых (инженеров) и осложняли деятельность конструкторов. Например, наши ученые считали, что надо ростом усилий на штурвале (ручке, педали) ограничить для летчика возможность вывода самолета на недопустимые режимы полета, хотя все ездили на автомобиле и знали, как легко на скорости резко повернуть руль и перевернуть автомобиль, и никто этого не боялся. Вероятно, то были они сами, а вот летчик…

 

120213 1454 15 История Ту 144: сертификация. Часть II

Пассажирский самолет Ту-204

 

Иностранцы понимали бессмысленность этого требования: если нужно отвернуть, то летчик скорее сломает самолет, чем воткнется в препятствие. Поэтому практически все иностранные самолеты имеют более легкое управление, чем в России. Когда французские пилоты облетывали Ту-204, они сказали (и написали), что самолет им понравился, только у него слишком тяжелое управление, а оно по усилиям было самым легким из всех советских гражданских самолетов на то время.

 

Я еще раз хочу напомнить читателю, что Нормы летной годности требуют безопасности, т. е. доказательства, что в полете что-то не откажет, что-то не сломается, а если откажет или сломается, то самолет сделан так, что катастрофы не будет (и пассажиры не погибнут), но нормы не касались выполнения заданных летных данных. В результате анализа (сертификации) выполнения самолетом статей НЛГ определяется допустимый взлетный вес, при котором все они выполняются, а также летные данные самолета (длина взлетно-посадочной полосы, дальность и область полета) с учетом ограничений по атмосферным условиям эксплуатации (давление, ветер, видимость, осадки и т.д.), оговоренные сертификатом.

Последствия некоторых отказов можно имитировать в полете (и то не всегда известно как), а как быть с теми разрушениями, которые нельзя имитировать? Работа над тем «как доказать» оказалась одной из самых трудных и содержала много курьезов. Один из таких для меня самых ярких эпизодов был при обсуждении: делать на передней кромке крыла самолета Ту-144 систему обогрева против обледенения или нет. Места в носке нет, да и лед на носке крыла только улучшал его несущие характеристики при посадке, как показывал эксперимент. Один из самых знающих российских ученых, много сделавший и глубоко понимавший проблему, в запале сказал:

-А ты помнишь случай на Ан-24?

— Слушай, побойся Бога, это же было на прямом крыле большого удлинения.

— Но ведь было!

 

120213 1454 16 История Ту 144: сертификация. Часть II

Турбовинтовой пассажирский самолет Ан-24

 

Настолько высок был запал споров по методикам доказательства, что к этим вопросам привлекались такие ученые мужи, как академики: Г. П. Свищев, Г. С. Бюшгенс, Е. А. Федосов, оба Туполева; доктора и кандидаты наук, профессора и начальники: В. В. Уткин, В. Г. Ми-келадзе, Г. В. Александров, Ю. А. Борис, Р. В. Сакач, В. Г. Смыков, А. Д. Миронов, Ю. И. Снешко, М. А. Тайц, Л. М. Берестов, И. К. Мулкиджанов, Р. А. Теймуразов, С. Я. Наумов, А. Г. Обрубов, Л. М. Шкадов, А. Г. Круглов, И. М. Пашковский, Г. С. Калачев и многие другие. Я уже не говорю о таких «смертных», как я.

 

Например, один из важнейших разделов: «установление диапазона перегрузок при определении характеристик устойчивости и управляемости Ту-144» переписывался восемь раз, так как должен был быть подписан девятью «авторами» и утверждаться тремя начальниками организаций, в каждой из которых работало по 10—15 тысяч человек. И это был всего-навсего документ — мнение авиапромышленности. Потом он обсуждался с заказчиком и Регистром СССР (государственная служба, фиксирующая сертификатом соответствие самолета НЛГ). Здесь было свое мнение и еще несколько вариантов, фиксируемых уже на уровне заместителей министров авиационной промышленности и гражданской авиации. Кричали, конечно, специалисты, решали заместители министров на уровне некомпетентности, а отвечал? Никто! Я уже не говорю о затраченном времени. Таков бюрократизм: чем выше должность, тем выше доверие. Например, обладавший юмором Лазарь Маркович Роднянский говорил при решении споров: «У кого выше зарплата, тот и прав».

 

120213 1454 17 История Ту 144: сертификация. Часть II

Огромный объем доказательных материалов, необходимых чисто формально и создаваемых как по незнанию, так и нужных по существу, потребовал от А. А. Туполева организации специальной службы сертификации. Во главе ее он поставил Валентина Тихоновича Климова. Большая часть доказательной документации, как «самой убедительной», падала на летные испытания, поэтому процесс сертификации в значительной степени лег на плечи руководителей Жуковской летно-доводочной базы (ЖЛИ и ДБ), инженеров, конструкторов и, конечно, наземных и летных экипажей и др.


Найти на unnatural: История Ту-144 сертификация Часть
Автор: admin | 5 Декабрь 2013 | 201 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100