Ту-144: первый полет. Часть I

Гораздо больше, чем легендарный советский самолет, Вас интересует женская йога? Что ж, в таком случае, Вам следует незамедлительно перейти на сайт www.oum.ru, который введет Вас в основы и познакомит с азами этой древнеиндийской системой оздоровления тела и духа!


112713 1410 5 Ту 144: первый полет. Часть I

Интенсивная расчетная и экспериментальная работа позволила подготовить материалы для постройки опытного самолета и передачи их в ЖЛИ и ДБ для окончательной сборки и подготовки к вылету.

 

Для нас, аэродинамиков, начался нервный период ожидания готовности самолета и начала полетов, что должно было стать источником информации о правильности всей нашей концепции, всего нашего труда.

 

Как «положено» при доводке что-то ломалось, что-то не работало, что-то не так подключили:

• «поставили самолет под ток» — свои дефекты;

• впервые включили давление в гидросистемах — свои дефекты;

• впервые начали опробовать систему управления, схватили тряску — неправильно подключили датчики угловых скоростей (ДУС’ы) и другие дефекты;

• впервые налили топливо в баки после тщательной промывки, и опять где-то течет, где-то что-то не работает…

 

Мы ждали и интенсивно работали над комплектацией документов к первому вылету. Еще в 20-е гг. руководством воздушного флота было решено, что без разрешающего заключения ЦАГИ нельзя проводить первый взлет нового самолета. Позже эта функция перешла Методическому совету Министерства авиапромышленности, организуемого в ЛИИ, но требующего заключения ЦАГИ и других организаций, подтверждающих их согласие на первый вылет, и надо было преодолеть сомнения, которые были у каждого — всегда находились причины, чтобы «кошки скребли». ЦАГИ, например, свое заключение всегда привозил нарочным к началу заседания Методсовета. Нам надо было еще готовить «убедительный доклад» с плакатами (тогда ни слайдов, ни электроники еще не было).

 

112713 1410 6 Ту 144: первый полет. Часть I

Эдуард Ваганович Елян за штурвалом Ту-144

 

В это время также шла интенсивная работа над серийным вариантом: утрясалась деформация крыла, схема и конструкция ПК, новые воздухозаборники с их новой схемой слива пограничного слоя и т. д. Тут еще нововведения: типа пульта управления на штурвале, предложенного Эдуардом Вагановичем Еляном, или прибор ИВР (Индикатор вертикальных режимов), предложенный М. Я. Блинчевским. И опять споры: «Зачем это? Летали без этого, и так по горло нового …».

 

Летчики-испытатели Э. В. Елян и Н. В. Адамович (ЛИИ) очень много работали над компоновкой кабины экипажа. По здравому смыслу Э. В. Елян хотел все кнопки управления сделать легко доставаемыми. Так пришла идея сделать на штурвале пульт навигационного управления. Мы эту идею поддержали, но навигационщики и управленцы нет — надо тянуть провода через подвижные элементы штурвала, хватит того, что уже есть на штурвале управление триммерами и т.д.

 

Высокий авторитет и умение Н. В. Адамовича интеллигентно настоять на своем помогли «пробить» предложение летчиков: на Ту-144 и только на Ту-144, единственном в мире, установили пульт на штурвале, «выпив половину еляновской крови».

 

112713 1410 7 Ту 144: первый полет. Часть I

В силу ряда обстоятельств набор высоты и скорости на Ту-144 не получалось делать при постоянном показателе какого-либо прибора ( приборная скорость, истинная скорость, число М и т. д.). Получалось сочетание скорости и высоты. Обсуждая этот нонсенс с Еляном и Блинчевским, не помню, кому пришла идея сделать прибор, показывающий на экране в координатах «скорость-высота», как надо лететь и где в данный момент находится самолет — в результате никакого сложного сочетания летчику помнить не надо. Мы, туполевцы, энергично этот прибор (ИВР) «пробили» и опять только на один самолет в мире — Ту-144. Пример тому, как летчики работают первоклассными инженерами-компоновщиками.


Найти на unnatural: Ту-144 первый полет Часть
Автор: admin | 27 Ноябрь 2013 | 241 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100