По-видимому, целесообразно многоразовые корабли и комплексы создавать и отрабатывать одновременно с разработкой и пуско-наладочными работами лунного добывающе-производственного комплекса, чтобы на тот момент, когда комплекс начнет производить кислород (и, возможно, водород) в требуемых масштабах, уже имелись готовые к эксплуатации, отработанные многоразовые элементы лунной транспортной космической системы.
Для хранения на окололунной орбите горючего (водорода) и окислителя (кислорода) а также грузов, доставляемых с Земли, необходимо включить в состав транспортной системы лунную орбитальную станцию с системой хранения компонентов топлива и системой дозаправки. В составе лунной орбитальной станции будет осуществляться заправка многоразового лунного пилотируемого корабля и, в случае производства на Луне только кислорода, заправка водородом многоразовых взлетно- посадочных и посадочного комплексов.
В составе лунной орбитальной станции может также проводиться техническое обслуживание многоразового межорбитального электро- ракетного буксира.
Лунная орбитальная станция должна использоваться и как база при проведении спасательных операций на окололунной орбите. Так, например, в случае нештатной ситуации на пилотируемом корабле во время полета по окололунной орбите, при которой невозможно дальнейшее выполнение программы полета, корабль стыкуется со станцией (если он не был с ней состыкован), и экипаж пребывает на станции в ожидании корабля-спасателя. Для этого на станции необходимо предусмотреть запас средств жизнеобеспечения из расчета на ~30 суток для трех членов экипажа.
Естественно, что лунная орбитальная станция должна быть и научной обсерваторией. Научное оборудование может состоять из аппаратуры для исследования лунной поверхности, радиолокаторов, детекторов инфракрасного и ультрафиолетового излучений и может использоваться для уточнения лунной топографии, изучения поверхностного и нижележащего слоев по их радиационной активности, разведки полезных ископаемых и т.п.
Укрупненный состав лунной транспортной космической системы первого и второго этапов. Для решения задач транспортировки людей и грузов предполагается использование следующих типов космической техники, которые можно назвать основными элементами лунной транспортной космической системы:
Первый этап развития:
- лунный пилотируемый корабль (ЛПК) — для перевозки экипажа с поверхности Земли на окололунную орбиту и обратно;
- одноразовые разгонные блоки (РБ) с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) — для доставки ЛПК или грузовых контейнеров (в случае срочной необходимости) с околоземной на окололунную орбиту;
- многоразовый межорбитальный буксир (ММБ) с электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ) — для транспортировки грузов, не требующих скорой доставки, между околоземной и окололунной орбитами;
- малые одноразовые разгонные блоки с ЖРД — для доставки грузов между низкой опорной околоземной орбитой и минимально допустимой орбитой ММБ;
- взлетно-посадочный комплекс (ВПК) — для доставки экипажа с окололунной орбиты на поверхность Луны и обратно;
- посадочный комплекс (ПК) — для доставки грузов с окололунной орбиты на поверхность Луны;
-
условно в состав лунной транспортной системы можно включить и лунные транспортные средства — пилотируемые и грузовые луноходы — для перевозки людей и грузов по поверхности Луны.
Безусловно, в состав транспортной системы входят ракеты-носители для доставки полезных грузов с поверхности Земли на низкую опорную орбиту, принимаемую обычно равной круговой орбите высотой 200 км.
Второй этап развития.
Отметим, что рассматриваемая ниже лунная транспортная космическая система разработана с учетом производства на Луне в качестве компонента ракетного топлива только кислорода.
- Многоразовый лунный пилотируемый корабль на компонентах топлива кислород-водород (кислород производится на Луне, водород доставляется с Земли) — для перевозки экипажа между окололунной и околоземной орбитами, причем обслуживание и оснащение многоразового корабля расходуемыми компонентами может происходить в составе околоземной орбитальной станции;
- транспортный пилотируемый корабль (ТПК) — для доставки с Земли на околоземную орбиту и возвращения с нее на Землю
экипажей (на околоземной орбите экипаж переходит в многоразовый ЛПК или, наоборот, из многоразового ЛПК в транспортный пилотируемый корабль);
- многоразовый пилотируемый взлетно-посадочный комплекс (МВПК-П) на компонентах топлива кислород—водород (кислород производится на Луне, водород доставляется с Земли) — для перевозки экипажа между окололунной орбитой и поверхностью Луны;
- многоразовый посадочный комплекс (МПК) на компонентах топлива кислород-водород (кислород производится на Луне, водород доставляется с Земли) — для доставки грузов с окололунной орбиты на поверхность Луны;
- многоразовый грузовой взлетно-посадочный комплекс (МВПК-Г — модификация многоразового посадочного комплекса) на компонентах топлива кислород-водород (кислород производится на Луне, водород доставляется с Земли) — для доставки кислорода с поверхности Луны на окололунную орбиту, где происходит его перекачка в емкости лунной орбитальной станции;
-
лунная орбитальная станция (ЛОС), предназначенная для хранения и заправки компонентами ракетного топлива перечисленных выше многоразовых пилотируемого корабля и взлетно-посадочных и посадочных комплексов.
В состав транспортной системы второго этапа входит также используемый на первом этапе многоразовый межорбитальный буксир с электроракетной двигательной установкой, назначением которого является транспортировка грузов, не требующих скорой доставки, между околоземной и окололунной орбитами, а при необходимости и обратно. Скорее всего, буксир будет большей мощности и более длительного ресурса, чем на первом этапе.
Естественно, в состав транспортной системы будут также входить ракеты-носители и малые разгонные блоки довыведения и, возможно, разгонные блоки для доставки грузовых контейнеров (в случае срочной необходимости) с околоземной на окололунную орбиту.