Великие русские мыслители против мистицизма. Часть I

032312 1819 10 Великие русские мыслители против мистицизма. Часть IПередовые философы, естествоиспытатели и писатели России выступали против мистики. В XVIII в. А. Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» высмеивал «бредоумствования» мартинистов, их занятия колдовством. Когда в 1785 г. в России появился перевод сочинения Сен-Мартена «О заблуждениях и истине или воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания» философ П. С. Батурин организовал в Туле кружок свободомыслящих, который опубликовал в 1790 г. сочинение «Исследование книги о заблуждениях и истине». В нем обличалось «опасное бредоманство и сумасбродство» Сен-Мартена, алхимические и астрологические вымыслы.

 

Борьбу против мистицизма вели и революционные демократы. В. Г. Белинский писал, что слово «сверхнатуральное» означает нелепость. Он мечтал о том, что скоро появится «новая философия», которая похоронит мистицизм: «Освободить науку от призраков трансцендентализма и теологии, показать границы ума, в которых его деятельность плодотворна, оторвать его навсегда от всего фантастического и мистического — вот, что сделает основатель новой философии»*. Такие произведения, как «Письма об изучении природы» А. И. Герцена пли «Антропологический принцип в философии» Н. Г. Чернышевского сыграли большую роль в борьбе против идеализма и мистики. Герцен писал, что «честный союз науки и религии невозможен»** и без естественных наук нет спасения современному человеку. Друг Герцена Н. П. Огарев указывал, что мистицизм приводит к бездействию, упование на силы небесные мешает приводить в порядок дела земные.

 

Н. Г. Чернышевский не жалел резких выражений для осуждения естествоиспытателей, попавшихся на удочку фидеизма, заботился о развитии естествознания, «не выданном на оплевание Петру Ломбардскому, на истребление Бернару Клервосскому, об естествознании, просвещающем разум людей и дающем руке человека силу работать с успехом для устроения себе жизни безбедной, мирной и честной»***. В 1856 г. Н. А. Добролюбов опубликовал в «Современнике» свой перевод статьи Литтре «Говорящие столы и стучащие духи», разоблачавшей спиритизм. В рецензиях на книгу проф. Берви «Физиологическо-психологический взгляд на начало и конец жизни», на брошюру «Описание болезни г-жи Артамоновой, которая получила исцеление перед чудотворною иконой» Добролюбов издевался над учеными-мистиками. Он нарочито выписал чины «ученых врачей», подтвердивших чудесное исцеление: «высочайшего двора лейб-хирург», «действительный статский советник», чтобы показать, кто стремился поставить штемпель науки на чудесах.

 

Особенно часто выступал против мистицизма, за пропаганду естествознания Д. И. Писарев. Он доказывал, что мысль о примирении науки и религии абсурдна, ибо невозможен компромисс между истиной и бессмыслицей, между здравым смыслом и предрассудком. «Чем полновластнее господствует над его умом теософия, — указывал Писарев, — созданная его фантазией, тем рельефнее и непоколебимее проявляется в человеке та простодушная уверенность… что все высшее начальство постоянно заботится об его участи, постоянно следит за его поведением»****.

 

Великие русские естествоиспытатели Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов тоже критиковали мистицизм. Д. И. Менделеев писал: «Мистицизм — детство мысли, развитие его — застой, а не прогресс знания… Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками»*****.

 

Когда в России, по словам Д. И. Менделеева, вследствие «тягостной во многих отношениях современной обстановки» началось увлечение спиритизмом, великий химик возглавил борьбу с этим диким суеверием. В 1875 г. на собрании «Русского физико-химического общества» при столичном университете Д. И. Менделеев предложил составить комиссию для рассмотрения медиумических явлений. «Пришло время, — говорил он, — обратить внимание на распространение занятий, так называемыми, спиритическими или медиумическими явлениями как в семейных кружках, так и в среде некоторых ученых. Занятия столоверчением, разговором с невидимыми существами при помощи стуков, опытами уменьшения веса тел и вызовом человеческих фигур при посредстве медиумов грозят распространением мистицизма, могущего оторвать многих от здравого взгляда на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о духах, которые будто бы производят вышеупомянутые явления»******.

 

————————————————————————————————————————————————————————-

*В. Г. Белинский. Письма, т. III. СПб., 1914, стр. 175.

**А. И. Герцен, Собрание сочинений в тридцати томах, т. XVI, М., 1959, стр. 178.

***Н. Г. Чернышевский, Избранные философские сочинения, М., 1938, стр. 444

****Д. И. П и с а р е в, Сочинения, т, 5, СПб., 1897, стр. 334.

*****Д. И. М е н д е л е е в, Сочинения, т. XXIV, 1954 стр. 186, 236.

******Д. И. Менделеев. Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876, стр. 3.

————————————————————————————————————————————————————————-

 

Обществом была избрана комиссия в составе виднейших ученых, которые обратились к А. Ы. Аксакову, А. М. Бутлерову и Н. П. Вагнеру, распространявшим в России медиумизм, с просьбой представить доказательства подлинности спиритических явлений. С этой целью А. Н. Аксаков пригласил из США двух медиумов — братьев Петти. На первом же сеансе с Петти выяснилось, что их «феномены», производимые якобы духами, — капли жидкости, появившиеся на пропускной бумаге и на столе, оказали на лакмусовой бумаге такую же реакцию, как и непосредственное смачивание бумаги слюной медиума. Было доказано, что когда рты медиумов завязывались платками, то капли не появлялись. В январе 1876 г. Клайер, приглашенная из Англии по рекомендации проф. В. Крукса как выдающийся медиум, очень быстро попалась в обмане.

 

Комиссия во время сеансов с Клайер в присутствии свидетелей А. Н. Аксакова, А. М. Бутлерова и Н. П. Вагнера установила попытки со стороны медиума подвести под ножку стола свою ногу, чтобы поднять стол.

 

Комиссия обнаружила, что «на сеансах медиумические стуки, шумы происходят от движения внутри тела, трения сухожилий (звуки, подобные чревовещанию, звуки в мускулах и т. д.) от движений в точках прикосновения тела с окружающими предметами (скольжение по столу, скрип), от перемещения сиденья, приспособлений медиума, от слуховых иллюзий и галлюцинаций». Столоверчение «совершается несомненно под влиянием давления, оказываемого намеренно или ненамеренно присутствующими, т. е. относится к числу бессознательных или сознательных мускульных движений…


Найти на unnatural: Великие русские мыслители против мистицизма Часть
Автор: admin | 23 Март 2012 | 240 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100