Мистика в царской России

В этой статье пойдет речь о возникновении мистики в царской России и ее влиянии на всю последующую историю ношей страны. Однако не стоит слишком увлекаться изучением пережитков прошлого и уходить с головой в омут истории: наше время намного интереснее и дает намного больше возможностей простым людям, таким, как мы с вами, возможностей… если конечно у них есть деньги. Именно поэтому заветные бумажки денежных банкнот должны “работать”, а не лежать мертвым грузом под подушкой – именно для этой цели и были созданы срочные вклады банков! Я рекомендую Вам надежный банк «РОСТ», вклады в который позволяют получить наибольший процент.


032312 1819 1 Мистика в царской России

 

В новейшее время в России внецерковная мистика распространилась главным образом среди дворянско-буржуазной интеллигенции под влиянием торжества реакции после поражения восстания декабристов, движения народников и первой русской революции.

 

Во второй половине XIX в. в России проповедником спиритизма был богатый помещик А. Н. Аксаков, тративший значительную часть своих капиталов на издание литературы о медиумах, чтобы вернуть интеллигенцию в лоно идеализма и религии. Встревоженный развитием в России материалистических идей, Аксаков говорил: «Медиумизм — вот тот клин, который пробьет стены научного материализма»*. В 1881 г. в Царском Селе на деньги Аксакова начал выходить журнал спиритов «Ребус». В этом обскурантистском журнале, издававшемся до 1918 г., печатались статьи, содержащие описания медиумических сеансов, сообщения читателей под такими заглавиями как «Призрак собаки», «Сбывшийся сон» и др. В 70—80-х годах спиритические сеансы происходили чуть ли не в каждой дворянской семье, что так зло высмеял Л. Н. Толстой в 1889 г. в комедии «Плоды просвещения». В эти годы в Петербурге были уличены в обмане «основоположница медиумизма» К. Фокс, медиумы Слэд, братья Петти и другие шарлатаны, приехавшие в Россию на гастроли.

 

032312 1819 2 Мистика в царской России

Александра Федоровна Романова

 

Мистика в России поддерживалась придворной знатью. Императрица Александра Федоровна (немецкая принцесса Алиса Гессенская), опасавшаяся потерять трон сначала из-за отсутствия сына, а затем из-за его неизлечимой болезни, была очень суеверна. Она ходила на богомолья, способствовала проникновению во дворец юродивых и «чародеев». Ее увлечение мистикой граничило с психическим расстройством.

При дворе Николая II подвизались лионский колбасник медиум Филипп, ставленник ректора духовной академии

 

—————————————————————————————————————-

*Труды I Всероссийского съезда спиритуалистов. М., 1907, стр. 314.

—————————————————————————————————————-

 

 

032312 1819 3 Мистика в царской РоссииФеофила, оккультист Папюс, тибетский лекарь Бадмаев, пока их всех впоследствии не вытеснил «божий старец» Распутин. Монархист Половцев писал в своем дневнике, что в начале XX в. «государь всецело под влиянием и обаянием, вызванного из Лиона, некоего Филиппа. Этот проходимец начал вызывать ему духов и, прежде всего, тень его отца, Александра III, который диктует своему сыну приказания, как следует управлять нашим бедным отечеством»**. Филипп устраивал для царицы, мечтавшей родить сына, ежедневные спиритические сеансы, а когда сановная клиентка почувствовала в 1902 г. симптомы беременности, он предсказал рождение наследника, за что награжден был званием доктора. Симптомы оказались, однако ложными, беременность мнимой, и незадачливому французу ничего не оставалось, как спешно бежать во Францию, прихватив с собой «на память» драгоценностей на огромную сумму.

 

В распространении мистицизма большую роль играли оккультные романы. 26 февраля 1899 г. Горький опубликовал в «Нижегородском листке» рецензию под названием «Ванькина литература» на один из таких романов оккультной писательницы Рочестер (В. И. Крыжановской) «Железный канцлер древнего Египта», в котором Иосиф Прекрасный был изображен мелодраматическим героем, пытавшимся с помощью гипноза очаровать жену Пентефрия, чтобы овладеть ее богатством. Горький рассказывал, что когда-то у литератора Сенковского был лакей Ванька, которому он передавал лубочные книжки, получаемые им. Сенковский называл их «Ванькиной литературой». Горький писал, что роман Рочестер, этой «сочинительницы из литературных вертепов прескверно пахнет» и рассчитан на лакея Ваньку. «Ванька ужасы любит, и тем более любит, чем они глупее».

 

После поражения революции 1905 г., в период разгула черносотенной контрреволюции и либерально-буржуазного ренегатства, появилась, по словам Ленина, «мода на мистицизм»***. «Царизм победил. Все революционные и оппозиционные партии разбиты, — писал Ленин о 1907— 1910 гг. — Упадок, деморализация, расколы, разброд, ренегатство, порнография на место политики. Усиление тяги к философскому идеализму; мистицизм, как облачение контрреволюционных настроений»****. В эти годы в Петербурге на собраниях религиозно-философского общества Мережковский и Философов предлагали интеллигенции искать спасение в мистическом символизме, Минский — в мистическом анархо-синдикализме, Иванов и Чулков — в мистическом анархизме, Лосский — в мистическом эмпиризме, Бердяев — в мистическом реализме, Розанов — в мистическом эротизме. Высмеивая это увлечение дворянско-буржуазных интеллигентов мистикой, поэт Саша Черный писал: «Ищем бога, ищем черта, потеряв самих себя»*****.

 

В 1909 г. кадетские публицисты издали сборник «Вехи», в котором, пресмыкаясь и холопствуя перед царским правительством, обливали помоями и всячески поносили революционное движение. Программа сборника «Вехи» в области философии провозглашала войну материализму и атеизму, насаждение мистического миросозерцания. Веховцы писали, что «философия есть один из путей объек-тирования мистики; высшей же и полной формой такого объектирования может быть лишь положительная религия».36 В статье «Наши упразднители» Ленин показал, почему контрреволюционная буржуазия ухватилась за религию: «Не случайно, но в силу необходимости’ вся наша реакция вообще, либеральная (веховская, кадетская) реакция в частности, «бросились» на религию. Одной палки, одного кнута мало; палка все-таки надломана. Веховцы помогают передовой буржуазии обзавестись новейшей идейной палкой, духовной палкой»******.

 

—————————————————————————————————————-

**П. Быков. Последние дни Романовых. Свердловск, 1926. стр. 5—6.

***В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 87.

****Там же, т. 41, стр. 10.

*****Саша Черный. Стихотворения. М., 1962, стр. 57. «Вехи». М., 1909, стр. 21.

******В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 129.

—————————————————————————————————————-

 

В России в годы реакции стало выходить семь журналов оккультистов, шесть журналов теософов, четыре журнала спиритов, издавалась ежедневная газета «Оттуда», дурачившая людей «вестями из загробного мира». Редакции этих журналов обещали желающим выслать за деньги амулеты «от дурного глаза», «от ревности», «от холеры», пригласить «медиумов для вызова духов». В Москве появилось отделение шарлатанского «Нью-Йоркского института знаний», предлагавшего курсы лекций «Сила внутри нас».

 

032312 1819 4 Мистика в царской России

Обложка одного из номеров журнала «Изида»

 

В Петербург из Парижа прибыла «генеральная делегация ордена мартинистов для России», издававшая в 1909— 1916 гг. журнал оккультистов «Изида».

 

Журнал ставил своей целью полностью опровергнуть «учение материалистического направления и правоверной науки» *******. Шарлатанами якобы была найдена тайная книга, хранившаяся в древнейшем храме Египта. В этой книге «золотыми и красными буквами было написано: «те, кто восстают против власти, станут стадом животных»»********.
«Делегацию» мартинистов, призывавшую бороться «против материалистов и атеистов» *********, возглавлял ученик Папюса, проходимец Чеслав фон Чинский (Пунар-Бхава). Этот авантюрист, помещавший в газетах всякие нелепости под видом «предсказаний будущего», был ранее осужден мюнхенским судом на три года тюремного заключения за мошенничество**********.

 

032312 1819 5 Мистика в царской России

В годы реакции шарлатан В. П. Быков на деньги купца Маркова организовал в России издание нескольких черносотенных журналов для пропаганды спиритических бредней А. Кардека. Богатый кубанский купец Марков случайно убил своего приятеля, это вызвало у него желание оправдаться перед убитым. Жулики-спириты устроили «свидание» Маркова с покойником. «Дух» убитого согласился простить Маркова, если тот будет субсидировать спиритические издания. Только один московский фабрикант В. А. Хлудов истратил полмиллиона рублей на пропаганду спиритизма. К началу 1912 г. в России насчитывалось свыше 2000 спиритических кружков.

 

Духовенство, хотя и заинтересованное в пропаганде спиритами веры в загробный мир, было обеспокоено распространением учения А. Кардека, как чуждого православной церкви. В декабре 1911 г. в Петербурге в «Обществе духовного просвещения» выступил с докладом о спиритизме священник Синадский, который потребовал предать спиритов анафеме «как язычников, пытающихся сноситься с нечистой силой». После этого в 1912 г. в последнем номере журнала «Спиритуалиста-догматика», который проповедовал кардекизм, в статье «К чему мы пришли» Быков разоблачал спиритизм как «орудие бесов». Прекращая по требованию духовенства издание «Спиритуалиста-догматика», его редактор сообщил десятки случаев тяжелых последствий увлечения спиритизмом среди дворянок, монахинь. Одна аристократка в Петербурге внушила себе, что «духи» приказали ей отрезать язык и, отрезав его, умерла в страшных мучениях. Одна игуменья поверила, будто бы к ней на спиритических сеансах стал приходить сам Христос. В результате игуменью пришлось отправить в сумасшедший дом.

 

—————————————————————————————————————-

*******«Изида», 1909, № 1, стр. 1—2.

********Там же, 1911, № 9—10, стр. 12.

*********Там же, 1910, № 1, стр. 18.

**********См.: Процесс Чинского. Подавление воли путем гипнотического внушения с последующим фиктивным венчанием и подлогом брачного свидетельства. СПб., 1908.

—————————————————————————————————————-

 

Распространение мистики среди русского дворянства и наиболее реакционной буржуазии накануне Великой Октябрьской социалистической революции было одним из верных признаков политической реакции, морального упадка и неизбежной гибели эксплуататорских классов в России.

Автор: admin | 23 Март 2012 | 2 335 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий для Аноним

You must be logged in to post a comment.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.