Планируете открыть интернет-ресурс, полностью посвященный ракета-носителям и новым разработкам в области ракетостроения? В таком случае, Вам следует в обязательном порядке воспользоваться услугами сайта www.WebToAll.ru, опытные специалисты которого выведут ваш ресурс в топ выдачи поисковых систем в самые сжатые сроки!
РН семейства «Штиль»
Прорабатывался и воздушный старт РН «Штиль» со сверхзвукового самолета Ту-160 на высоте 16 км при скорости, соответствующей М= 1,6-1,7. В этом случае на низкую орбиту мог бы выйти КА массой 1,5 т. Доработка под запуски была связана с установкой на ракету блока довыведения на орбиту и с подвеской РН под самолет.
В отличие от авторов проекта «Диана-Бурлак», разработчики «Аэрокосмоса» не дошли даже до обкатки макета РН, а всецело переключились на «диверсификацию» ракет путем их запуска по баллистической или орбитальной траектории во время учебно-боевых стрельб с подводных лодок. Финансовая ситуация в стране вынудила макеевцев, как и многие другие российские компании, пойти по пути преобразования «реликтов холодной войны», которые после заключения договора о сокращении стратегических вооружений оказались не у дел (хорошо, что хватило мудрости и политической смекалки отказаться от того, чтобы просто разрезать уникальные ракеты на металлолом). Тем не менее, несмотря на несомненные успехи, достигнутые в деле конверсионной переделки «мечи — на орала» — можно сказать, что разработка уральского проекта АКС остановлена. К тому же в это время КБ имени В.П. Макеева включилось в работу по другой системе.
Проектирование системы воздушного запуска специализированной РН легкого класса с самолета-носителя Ан-124 началось во второй половине 1990-х гг. подразделением корпорации «Компомаш» на базе компонентов топлива «жидкий кислород — сжиженный природный газ». Затем проект был пересмотрен в более традиционном направлении: СПК заменили керосином, а проектанты выделились в специализированную фирму — АКК «Воздушный старт», образованную в 1999 г. авиакомпанией «Полет» и КБ химавтоматики для создания коммерческой системы выведения КА на низкие орбиты с использованием самолета-носителя Ан-124.
Размещение транспортно-пускового контейнера с РН «Полет» в грузовом отсеке самолета-носителя Ан-124-100ВС
В состав комплекса «Воздушный старт» входят:
• самолет-носитель Ан-124-100ВС;
• двухступенчатая РН «Полет»;
• космический разгонный блок;
• наземные комплексы подготовки к пуску;
• комплекс автоматизированных систем управления подготовкой, пуском и полетом.
Самолет-носитель создается на базе серийного тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан»; на его борту устанавливаются РН, оборудование и системы ракетного сегмента. Он обеспечивает выход в зону пуска и десантирование РН в полете. Самолет-носитель дополнительно оснащен оборудованием, необходимым для транспортировки и запуска РН: пусковой установкой, проверочно-пусковой аппаратурой РН и КА, командно-измерительным комплексом, аппаратурой средств траекторного измерения и рабочими местами операторов.
Модель самолета Ан-124-100ВС и РН «Полет»
Двухступенчатая РН «Полет» размещается в транспортно-пусковом контейнере на специальных опорах (обтюраторах) внутри грузового отсека самолета-носителя и доставляется в любую точку над океаном либо над сушей. При достижении зоны пуска в заданный момент ракета десантируется за счет пневматической системы выталкивания, размещаемой на ТПК. Система десантирования обеспечивает выход РН со скоростью 30 м/с (относительно самолета-носителя) и отставание на безопасное расстояние при запуске маршевого ЖРД первой ступени РН. Выведение КА на опорную орбиту происходит при последовательном срабатывании обеих ступеней РН. С опорной орбиты на более высокую (вплоть до геостационарной) и отлетную траекторию КА переводится космическим РБ.
Самолет-носитель может стартовать с аэродрома, оснащенного соответствующими средствами подготовки и имеющего ВПП длиной не менее 3 км. Возможность полета самолета-носителя в зону пуска на дальность до 4000 км позволяет осуществить выведение КА практически на любую орбиту по безопасным трассам над акваторией Мирового океана. Самолет-носитель является возвращаемой многократно используемой первой ступенью системы выведения.
Оборудование и системы подготовки и пуска РН на борту самолета-носителя обеспечивают:
• заправку РН компонентами топлива и их слив;
• установку, крепление РН в грузовой кабине и десантирование из самолета-носителя;
• телеметрические измерения параметров состояния РН и самолета-носителя и передачу телеметрической информации на командный пункт;
• управление полетом РН.
Двигатель НК-33
Основной упор представители АКК «Воздушный старт» делали на использование двигателя НК-33 (или его модификаций) на первой ступени РН и в качестве второй ступени РН — варианта РБ «Таймыр» от проектировавшейся тогда РН «Аврора»/«Ямал» (глубокая модификация РН «Союз»). Основным проектантом выступала РКК «Энергия»: она предложила различные варианты выхода РН из самолета — как с использованием вытяжного парашюта, так и пневматический.