Наиболее известной российской разработкой системы «Воздушного старта» начала 1990-х стал комплекс «Диана-Бурлак» (Ту-160СК), по концепции схожий с американской крылатой РН Pegasus.
Ту-160СК
Определяя требования к этой авиационно-космической системе, российские (тогда еще советские) разработчики руководствовались следующими основными принципами:
• минимальные затраты и сроки создания;
• наибольшая эффективность применения.
Для реализации этой концепции предполагалось использовать эффективные и готовые (реально имеющиеся) элементы: самолет-носитель (СН) — доработанный вариант тяжелого сверхзвукового бомбардировщика-носителя стратегических крылатых ракет большой дальности Ту-160; на внешней подвеске (под фюзеляжем СН) закреплена крылатая РН «Бурлак», создаваемая на базе существующих решений. Она может рассматриваться как укрупненный двухступенчатый жидкостный аналог РН Pegasus XL.
Несмотря на то, что Ту-160 — единственный в мире самолет, способный выйти на сверхзвуковой режим полета с закрепленной на внешней подвеске крылатой РН таких габаритов, основной особенностью АКС являлась возможность пуска РН как на дозвуковой (М=0,8, высота 9-11 км), так и на свехзвуковой (М=1,7, высота 12-13 км) скорости.
Работы по проекту велись в кооперации, возглавляемой МКБ «Радуга» и АНТК им А.Н. Туполева.
Примерно в те же годы в Западной Европе рассматривалась концепция воздушного запуска легкой крылатой РН Diana со «спины» сверхзвукового СН Concord. Но отечественная разработка обладала целым рядом преимуществ перед иностранной. Запрячь «коня и трепетную лань» взялась германская фирма ОНВ System GmbH (Бремен). Немцев особенно подкупала возможность использования АКС практически из ли точки земного шара — своего космодрома они не имели, а в пусковой инфраструктуре ЕКА занимали далеко не первое место. Аэродром базирования должен был обладать достаточно длинной ВПП и очень простыми средствами подготовки полезного груза. Предполагалось, что ампулизированная крылатая РН не потребует обслуживания.
В качестве зарубежных заказчиков выступили Германское аэрокосмическое агентство DARA и Федеральное министерство по образованию и научным исследованиям BMBF при содействии Федерального министерства экономики и технологии BMWI. Предполагалось, что коммерческие пуски могут начаться уже через три года после открытия полномасштабного финансирования, объем которого был оценен в 160 млн. долл. Стоимость одного коммерческого запуска оценивалась в сумму 2,5 млн. долл.
После социальных и экономических потрясений первых лет «перестройки» состояние российского авиационного и ракетно-космического комплекса стало стремительно ухудшаться. Западный инвестор, видя такое положение, согласился профинансировать лишь начальный этап НИР (по некоторым данным, немецкий взнос составил 600 тыс. марок).
В середине 1990-х сверхзвуковой самолет Ту-160 с макетом РН «Диана-Бурлак» несколько раз показывали на авиасалонах МАКС; там почти десять лет мелькали превосходно выполненные масштабные модели крылатой РН. На стендах МКБ «Радуга» специалисты предприятия сообщали, что, несмотря на практическую решенность всех технических проблем, финансирование свернуто, а работы по проекту продолжаются только за счет энтузиазма МКБ и АНТК.
РН «Штиль»
ГРЦ «КБ имени В.П. Макеева (г. Миасс) предложило проект АКС «Аэрокосмос», основанной на РН «Штиль-3А» или «Риф-МА», при использовании дозвуковых самолетов-носителей Ил-76МД, Ан-124 или Ан-225 в качестве пусковой платформы. РН (модифицированные баллистические ракеты для пуска с подводной лодки) предполагалось катапультировать в воздухе из грузового отсека СН с помощью пневматической системы или вытяжного парашюта. По расчетам, РН «Штиль-ЗА» на базе трехступенчатой жидкостной ракеты РСМ-54 при воздушном пуске на дозвуковой скорости могла бы выводить на низкую околоземную орбиту КА массой более 600 кг, в как РН «Риф-МА» (твердотопливная ракета РСМ-52) — более 1000 кг. Комбинированная РН «Прибой-М» создается на базе комбинаций ракет РСМ-52 и РСМ-54.
Самолет-носитель Ил-76МД