Писатели-фантасты, пропагандировавшие полет человека в космос в середине XX века. Часть 1

Воспринимаете космос как что-то далекое и чуждое и предпочитаете думать о более земных вещах? Квартиры посуточно в Киеве — это именно та тема, которая занимает Вас все ваше свободное время! Именно поэтому Вам следует прямо сейчас посетить сайт sutki.org.ua, благодаря которому Вы сможете снять уютную квартиру в центре Киева на самых выгодных для себя условиях!



Когда в нашем обзоре мировой фантастической литературы на тему путешествий человека за пределы Земли мы заканчивали предыдущую статью на произведениях конца 40-х годов XX века, то примерно представляли себе список писателей и их основных творений, оставшихся до окончания нашей работы — до первого полёта человека в космос в 1961 году. Учитывая этот совсем короткий отрезок в 13 лет, мы были настроены закончить на нём наш долгий труд, отобрав из этого весьма обширного списка наиболее важные и характерные произведения. В конце концов, сколько можно мучить читателей нашего сайта, да и себе пора уже было дать отдых от безостановочного выискивания и чтения всё новых и новых фантастических произведений с последующим их анализом, сравнением, установлением закономерностей или отличий и т. п. Но мы жестоко просчитались. Более тесное общение с ними показало, что количество авторов, пишущих о полётах людей в космос, и число их творений достигло просто гигантской величины к этому моменту развития человеческой цивилизации, а, главное, произведения эти оказались настолько разнообразными и интересными, что мы вынуждены были разбить оставшийся отрезок на два временных периода.

 

 

Один из них с 1949 по 1957 год, а последний с 1958 по 1961 год. При этом даже с естественным выносом за рамки нашего обзора некоторых авторов (не говоря уже о большинстве творений упоминаемых фантастов, чья продуктивность достигает десятков и даже сотен рассказов, романов и повестей) общее число анализируемых произведений в каждой статье данного цикла остаётся примерно равным тому количеству, которое мы взяли за основу с самого начала нашей работы, — около двадцати.

 


Отметим, что в очередной, предпоследний временной период с 1949 по 1957 год в жизни человеческой цивилизации практически не произошло никаких значимых событий в общественной, научной или технической сфере, которые могли бы повлиять на творчество фантастов, пишущих о полётах людей за пределы Земли. Разве только начавшуюся в 1949 году так называемую «холодную войну» в отношениях между западными странами и странами сформировавшегося после Второй мировой войны восточного блока во главе с Советским Союзом можно с некоторой натяжкой отнести к ним. Но, видимо, процессы, идущие в сознании людей, фантазирующих на космические темы, могут быть связаны как с происходящим вокруг них, так и полностью развиваться по внутренним законам. При этом необходимо заметить, что если раньше писатели особое внимание уделяли способам космических путешествий и нередко детально описывали эти способы, то теперь всё большее число их перестаёт утруждать себя подобными измышлениями. Они просто отправляют своих героев на ракете, делая главным в своём произведении повод для такого путешествия и нередко строя на нём (или на них) повествование. Поэтому и мы, взявшие изначально за главные критерии в анализе фантастических полётов в космос способ внеземного передвижения человека и позвавшие его туда причины, вынуждены были вслед за авторами более останавливаться на последних. Именно мотивы космических путешествий теперь становятся для нас поводом ооъединения произведении в те или иные группы.

 


Рэя Брэдбери по праву называют одним из величайших фантастов XX-XXI вв.

 

Обложка книги «Марсианские хроники» в последней редакции

Первым подобным произведением, открывающим очередную главу, по хронологии и по литературному достоинству становится весьма необычное по форме и выдающееся по содержанию произведение видного американского фантаста — прозаика, поэта и драматурга Рэя Брэдбери «Марсианские хроники», вышедшее в свет в 1949 году. В этом сборнике отдельных рассказов и новелл, объединённых одной темой освоения людьми Марса, автор, совершенно не затрудняя себя объяснением способа путешествия землян к Красной планете, останавливается на цели и итогах этих путешествий. И, по-своему разрабатывая давно уже обозначенную в подобной литературе проблему контакта с инопланетным разумом, разворачивает перед читателями философию поведения земной цивилизации по отношению к марсианской. Правда, оговоримся (и Брэдбери тоже не забывает упомянуть об этом), речь у него идёт об американском обществе. В этих новеллах первые миссии землян на Марс, начавшиеся с чисто познавательных полётов, были встречены его обитателями враждебно и уничтожены ими. Далее началось последовательное завоевание-освоение пришельцами чужой планеты с гибелью от земных болезней почти всех марсиан и методичным насаждением на Марсе всего земного: и хорошего, и плохого — последнего, впрочем, в значительно больших количествах. Автор, таким образом, исследует уже поднятую до него в подобной литературе проблему моральной ответственности за вмешательство в чужую жизнь и делает явно пессимистичный вывод из своего исследования. В той форме, в которой это вмешательство осуществляется, оно ничего хорошего не несёт ни Марсу, ни Земле.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.