РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть II

Хотите заказать из «Поднебесной» свадебное платье, которое стоит в магазинах вашего города целое состояние? Тогда вбейте в поисковую строку гугла запрос: “Доставка из Китая”, который перенаправит Вас на сайт компании UTEC International (www.utec-ltd.com), предлагающей самые выгодные условия по доставке товаров из КНР в Украину.


mysticism РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть II

Освобождение народных масс от мистических верований может быть достигнуто лишь в результате уничтожения угнетения трудящихся, приобщения их к научным знаниям. Маркс писал, что «все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики»*****.

Мистицизм как опиум неизбежно порождает у людей различные фантасмагории, химеры, кошмары. Ленин видел в мистических представлениях болезненные фантастические образы: «… человек и природа существуют только во времени и пространстве, существа же вне времени и пространства, созданные поповщиной и поддерживаемые воображением невежественной и забитой массы человечества, суть больная фантазия, выверты философского идеализма, негодный продукт негодного общественного строя»******. Не было, нет и не может быть ни одного факта, указывающего на возможность сверхъестественных явлений.

 


pleh РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть II
Г. В. Плеханов

«Материалистическая философия, — писал Г. В. Плеханов, — и только она одна представляет собою полную противоположность философии мистицизма. Для материалиста человек со всеми своими свойствами есть не более как часть природы. Для мистика сама природа есть не что иное, как откровение божества… физический мир есть символ мира духов, а мир духов есть символ божественного мира. Согласно материалистической теории, единственным источником познания служит опыт, истолкованный человеческим разумом. По учению мистиков, наиболее глубокие, единственные, истинные познания достигаются посредством божественного откровения. Мистическая философия природы есть не что иное, как теософия. Материалист отказывается верить в то, чего он не понимает. Мистик говорит: crede, ut intelligas (верь, чтобы понимать)! Материалист отвергает магию с тем же презрением, с каким относится он ко всякому знахарству и колдовству. В глазах мистика магия есть нечто гораздо более почтенное и серьезное, нежели наше обыкновенное естествознание»*******.

 

—————————————————————————————————————-

*****К. Маркс и Ф. Энгельс. О религии. М., 1955, стр. 54.

******В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 18, стр. 192—193.

*******Г. В. Плеханов. О религии и церкви. М., 1957, стр. 518—519

—————————————————————————————————————-

 

Плеханов показал противоположность материалистических и мистических взглядов па человека и общество. Согласно материалистическому учению о человеческом характере, он складывается под влиянием окружающей обстановки, важнейшей составной частью которой является общественный строй. Мистики же считали, что общественные отношения не могут иметь решающего влияния на человеческий характер, потому что он зависит от души, в которой есть частица божественного огня, и чтобы надлежащим образом воспитать человека, нужно развивать его душу. По мнению мистиков, царство божие внутри нас и достигается оно не переустройством общества, а известными духовными упражнениями, главным образом мистическими, имеющими целью непосредственное единение человека с божеством.

 

«Всякая мистическая мораль есть не что иное, как проповедь бегства из действительного земного мира в фантастический духовный мир, — писал Плеханов. — Мистики нападали на материалистическое учение о нравственности, наивно принимая его за проповедь эгоизма. Но на самом деле эгоистична именно мораль мистика, который в последнем счете заботится только о том, чтобы поставить свою собственную душу в желательное отношение к миру духов. Материалистическое учение о человеческом характере умозаключает к общественной реформе. В глазах последовательного мистика такая реформа никакого серьезного значения не имеет»********.

 

—————————————————————————————————————-

********Там же, стр. 519—520.

—————————————————————————————————————-

 

Мистицизм ведет к особой форме пантеизма (всебожия) — к панентеизму, учению о «существовании всего в боге», которое призвано объединить теизм и пгштеизм: вселенная покоится в боге, а весь мир есть как бы проявление бога, который скрывается за покровом всех форм и даже может пребывать над миром вне его. Индийские мистики говорят: отдав частицу себя на проявление мира, бог остается. Призывая к единению людей с божеством, панентеисты растворяют человека в боге и бога в человеке, отвергая божество как личность. Мистики лишают мир самостоятельного бытия, наделяя существованием только бога. Панентеизм индийских мистиков, неоплатоников, каббалистов, суфиев, христианских богоискателей часто отождествляют с пантеизмом, но воззрения панентеистов отличаются от взглядов Бруно или Спинозы, у которых пантеизм был прикрытием атеизма. Для этих философов, наоборот, бога не было вне мира. Они называли мир, природу богом, лишая его самостоятельного существования.

 

Панентеизм реакционен, так как он подавляет личность, растворяет ее в божестве и призывает отрешиться от всего человеческого. Это учение является фантастическим отражением полного бесправия раздавленной и замученной личности, ее беспрекословного подчинения угнетению.

В эпоху средневековья религия была господствующей идеологией, а поэтому протест народных масс против феодального гнета иногда облекался в форму мистики*********.
Сквозь мистический туман фантазий о том, что бога следует почитать сердцем, просвечивает критика формальной обрядности. Многие средневековые мистики, призывавшие к личному непосредственному общению с богом, тем самым отвергали духовенство как посредника между небом и землей, считали не нужной церковь для «спасения души». Они верили, что с наступлением царства божия на земле исчезнет церковь со всеми ее обрядами.

 

—————————————————————————————————————-

*********См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 7, стр. 361. Конкретный материал о средневековой 8ападно-европейскоп мистике см.: A. Merx. Idee und Grundlinien einer allgemeinen ge-schichte der Mystik; Berlin, 1893; G. Butler. Western Mysticism. London, 1922.

—————————————————————————————————————-

 

Мистическая оболочка протеста народных масс против господствующей церкви, освящавшей феодальную эксплуатацию, отражала их слабость и бессилие, отсутствие научной идеологии. Мистики мечтали, что освобождение от феодального гнета произойдет сверхъестественным путем, ожидали чудес, знамений, видений. Мистика погружала разум людей в гнетущий мрак. Людям, склонным к мистицизму, научное мировоззрение чуждо и ненавистно.

Вера в сверхъестественное вызывает работу воображения, возбуждающую чувства и парализующую разум. Мистика вредна тем, что она часто проповедует бессмысленность земного существования, превращает живых людей в непогребенных мертвецов. Христианский подвижник Исаак Сирин писал: «Надо погрузиться внутрь себя, выйти в безмолвие и вселиться в нем, сделаться чем-то как бы несуществующем в твари». В миру мистик чувствует себя как рыба, извлеченная на сушу. Для него характерно отрицательное отношение к практической деятельности.

 

Христианский мистик XIV в. Рейсбрук Удивительный писал, что «человек должен не действовать, так как бездействие дает созерцание, а созерцание — познание бога». Антигуманистическая сущность мистицизма выражается в том, что он внушает примирение с социальным злом, от которого страдает угнетенный человек.

 

Мистическая философия чаще всего считает бедность и богатство естественным и необходимым божественным законом, признает рабство, нищету, страдания и каторжный труд лучшим путем для достижения небесного блаженства. Мистики проповедуют послушание, смирение и страдание, призывают трудящихся добровольно надеть на себя кровавое и позорное ярмо рабства. Мистическая идеализация лишений, голода, грязи, болезней и даже мучительной смерти должна примирять угнетенных, лишать каких бы то ни было побуждений к тому, чтобы искать улучшения своего невыносимого положения. Средневековый мистик Мейстер Экхарт писал: «Самое быстроногое животное, несущее нас по пути совершенствования, это страдание». Господствующим классам было выгодно такое рабское учение.


Найти на unnatural: РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА Часть
Автор: admin | 23 Март 2012 | 189 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100