РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть I

Если Вы хотите сделать свой отпуск незабываемый, тогда проведите его на Украине! Однако, прежде чем составлять маршрут посещения достопримечательной этого государства, заблаговременно подумайте о том, снять апартаменты в Киеве по доступной цене. Я рекомендую Вам не тратить свое время на поиски, а прямо сейчас забронировать роскошную квартиру на сайте greguar.com.ua.


m2 РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть IЧто такое мистика?

 

Коммунистическая партия, опирающаяся на единственно верное, научпое мировоззрение — марксизм-ленинизм и его философскую основу — диалектический и исторический материализм, борется за формирование подлинно научного миропонимания у каждого советского человека, против пережитков прошлого в сознании людей, в том числе и против мистических представлений о природе и обществе.

 

Мистика (от греческого mystikos — «таинственный») — это одно из проявлений религиозно-идеалистической идеологии, вера в существование сверхъестественных сил и в возможность непосредственного общения с ними посредством разных магических приемов в моменты особого экстаза, «озарения свыше». В «Истории русской общественной мысли» Г. В. Плеханов признал удовлетворительным определение мистицизма, данное А. II. Пыпиным. «Название мистицизма прилагается вообще к тому нравственно-религиозному взгляду, который принимает, что ясное понятие о божестве, природе и человеке невозможно для обыкновенного человеческого познания, что этого понятия не дают и положительные религии, и что оно достигается непосредственным приближением к божеству,, чудеспым единением с высшим божественным миром, которое происходит вне всякой деятельности сухого рассудка» *.

 

—————————————————————————————————————-

*А. Н. П ы п и н. Русское масонство. Пгр., 1916, стр. 204.

—————————————————————————————————————-

 

Еще Л. Фейербах жаловался на неопределенность понятия мистицизма, так как оно охватывает многочисленные и разные явления. В одной только Государственной публичной библиотеке в Ленинграде хранится 50 тыс. книг о вневероисповедной мистике. «Словарь мистицизма», изданный в 1953 г. в Нью-Йорке, содержит 2200 терминов из области магии и демонологии, астрологии, алхимии, оккультизма, спиритизма, теософии, масонства, «Христианской науки», парапсихологии, «эзотерической философии», каббалы, суфизма и т. д.

 

К вневероисповедной, или внецерковной, мистике относятся: 1) попытки приписать «загадочным» явлениям природы и общества сверхъестественное происхождение, например, объяснение различных событий в жизни людей вмешательством судьбы; 2) стремление истолковать открытия естествознания как доказательство существования таинственных, непознаваемых сил; 3) религиозно-философские учения, стоящие вне границ вероисповеданий,— теософия («богопознание»), антропософия («чело-векопознание») и т. д.; 4) пережитки первобытной веры в духов, в волшебные безличные силы в виде спиритизма (от латинского spiritus — «дух»), оккультизма (от латинского occultus — «тайный», «сокровенный») и т. д.; 5) всевозможные формы магии в быту, т. е. знахарство, гадания, суеверные приметы и т. д.

 

Любые мистические представления о мире, как и всякие религиозные верования, являются извращенным, фантастическим отражением действительности в сознании людей. Религиозная мистика возникла из чувства бессилия людей перед стихиями природы и социальным гнетом, на почве незнания истинных причин природных и общественных явлений, из-за кажущейся невозможности изменить сложившиеся социальные отношения, отчего человеку мерещились какие-то таинственные, сверхъестественные силы, незримо господствующие над ним и управляющие его жизнью.

Мистика неразрывно связана с религией, всякая религия мистична, а мистицизм религиозен**. Религии без мистики не бывает, потому что мистицизм — специфическая особенность религии, признающей сверхъестественное на чало.

 

—————————————————————————————————————-

**См.: F. Н u g е 1. The Mystical Element of Religion. N. Y., 1927; W. R. J u d e. Mysticism in Religion. Chicago, 1948.

—————————————————————————————————————-

 

Царство религии есть царство духов, привидений и призраков, мир чудес и пророчеств. Все учения многочисленных течений и направлений вневероисповедной мистики сводятся к религиозной вере в то, что духовидцы и прорицатели якобы могут непосредственно общаться со сверхъестественным миром и получать оттуда «откровения». Ученые считают, что мистицизм, как представление о личном таинственном общении с божеством, восходит к культу духов-хранителей, известному, например, у индейцев Северной Америки, которые стремились добиться общения с духами при помощи поста и самоистязаний.

 

Иудаизм, христианство, ислам и другие религии основывают свое вероучение на вымыслах о «божественном откровении», которое будто исходит от бога и его пророков. Библия проповедует мистические предрассудки: астрологию (бог создал небесные светила «для знамений»), хиромантию («на руку всякого человека господь налагает печать для вразумления всех людей»), спиритизм (вызывание духа Самуила Аэндорской волшебницей), пророческие сновидения («Даниилу же даровал разуметь всякие видения и сны»), чудеса (человеческая речь Валаамовой ослицы) и т. д.

Особенно много мистики в Апокалипсисе. «Все апокалипсисы считают себя вправе обманывать своих читателей, — пишет Ф. Энгельс. — Они — как, например, книга Даниила, книга Еноха, апокалипсисы Ездры, Баруха, Иуды и др., Сивиллины книги — не только, как правило, написаны совсем другими людьми, жившими большей частью гораздо позднее их мнимых авторов, но вдобавок пророчествуют в своей основной части главным образом о таких событиях, которые давно уже произошли и прекрасно известны действительному автору»***.

 

—————————————————————————————————————-

***К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 476.

—————————————————————————————————————-

 

m3 РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА. Часть I

Почитание бога и ангелов, пророков и святых, признание силы таинств и молитв основано на мистической вере в то, что, кроме материального мира, ощущаемого и познаваемого органами чувств человека, есть еще какой-то сверхъестественный мир, доступный познанию помимо наших чувств. Духовенство именует церковь «мистическим телом Христа». Христианские богослужения, таинства и тому подобные обряды — это магия, с помощью которой верующие хотят получить «божественную благодать». Священники называют богослужение «мистическим общением с горным миром», внушают, что во время таинства крещения изгоняется дьявол, а во время другого таинства — посвящения в сан, когда на будущего служителя культа возлагают руки, на него якобы изливается «благодать святого духа». В церкви совершается магическое «превращение» хлеба и вина в «тело и кровь Христа». А. И. Герцен писал о сходстве между нескладной бессмыслицей, произносимой каким-нибудь бродячим заклинателем, и складным вздором, изрекаемым архиереем, — оба допускают существование сверхъестественного мира, которого никто не видел, мира, действующего без т£ла, чувствующего без нервов.

 

В результате двухтысячелетней истории христианской церкви мистические представления о природе и обществе, даже непосредственно не связанные с ее учением, сохранялись и расцветали повсюду, где она существовала.

 

Марксизм убедительно объяснил природу религиозного мистицизма. В 1843 г. в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» К. Маркс изложил суть религии: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»****. Опиум — это яд, изготовленный из особого сорта мака, курение которого приводит к мозговому расстройству. Накурившись опиума, человек впадает в сонное состояние. Буржуазные ученые восхваляют религиозную веру за то, что под влиянием ее возможно бегство от действительности с ее острыми конфликтами и тяжкими страданиями. Отравляя и парализуя важнейшие центры мозга, опиум не может устранить причины страдания, он способен лишь отвлечь на время внимание, позволяет забыться в сладких грезах. Мистицизм, подобно опиуму, усыпляет и отравляет людей, превращает их в безвольных, покорных рабов, лишает уверенности, необходимой для борьбы за свое освобождение от экономического и политического гнета, отвлекает от задачи создания светлой, разумной и счастливой жизни на земле.

 

—————————————————————————————————————-

****Там же, т. 1, стр. 415.

—————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МИСТИЦИЗМА Часть
Автор: admin | 23 Март 2012 | 274 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100