Проблемы и возможности освоения Луны. Часть III

Обожаете Землю и не хотите покидать ее, дабы раскрыть все загадки лунной поверхности? В таком случае Вам определенно точно нужна французская виза шенген, которая позволит Вам посетить самые самобытные и удивительные уголки нашей планеты! Узнайте подробности прямо сейчас на www.francevisacentre.ru!



Пилотируемый аппарат «Аполлон-11» на поверхности Луны

 

Отдых. Свободный объем в кабине посадочного модуля американских «Аполлонов» составлял 4,5 м3. В корабле «Аполлон-11» был предусмотрен гамак только для одного члена экипажа, однако в корабле «Аполлон-12» гамаки имелись уже для двух членов экипажа. Первоначально предполагалось, что члены экипажа будут укрываться одеялами, но в конечном счете одеял в полет не взяли. Программа полета корабля «Аполлон-15» предусматривала, что астронавты будут спать в посадочном модуле уже без скафандров, в отличие от экипажей прежний экспедиций, поскольку они должны получать полноценный отдых после напряженных и длительных операций на поверхности Луны.

 

Безопасность космонавта является объектом пристального внимания, постоянной заботы и ответственности специалистов при разработке и конструкций, и программы в каждый момент времени, при любом действии.

Некоторые опасности (угрозы безопасности) обусловлены спецификой природы Луны. Так, например, от воздействия пыли у X. Шмита начали протираться перчатки всего за три выхода на поверхность по 7 часов каждый. На рукоятке геологического молотка стерся слой резины. Абразивный эффект от попадания пыли в узлы трения является реальной опасностью и причиной вероятных отказов.

 


Команда «Аполлон-12»

 

Обрушение и скатывание камней представляет собой угрозу безопасности экипажа. Астронавты «Аполлон-12» дважды скатили в кратеры камни размером с грейпфрут. Столкнуть камни было трудно, но прокатились они по склону сравнительно далеко и быстро. Передвижение по склонам обусловливает необходимость особой осторожности, в том числе и по причине возможного скольжения подошв, снижения устойчивости на склонах. Прыжки на высоту более 1 м часто заканчивались падением. Наибольшая высота прыжка составляла 2 м, т.е. до третьей ступени лестницы лунного модуля. В этом случае астронавту удалось сохранить равновесие только потому, что он сумел схватиться за лестницу руками.

 

Падение с площадки у выходного люка с высоты 7 м длилось бы ~3 с, скорость в момент контакта с поверхностью ~5 м/с, что следует рассматривать, при неопределенном положении тела, как угрозу безопасности. Еще одна ситуация, которую можно рассматривать как забавную, но серьезную. А. Бин из озорства подбросил пенопластовую укупорку одного из приборов. По его словам она достигла высоты 100 м. Легко подсчитать, что время падения предмета с этой высоты -11 с. Так как время взлета на эту высоту такое же, то предмет упадет на поверхность только через 22 с. За это сравнительно большое время космонавт может отвлечься, переключиться на какое-либо срочное, неотложное действие. Скорость падения предмета достигнет 17,8 м/с. Если допустить, что масса предмета хотя бы 100 г, то это равносильно попаданию небольшого камня в лобовое стекло автомобиля при скорости 65 км/час. Такую ситуацию нельзя никак назвать безопасной для человека в скафандре.

 


 

В процессе подготовки, с началом практических работ в реальной обстановке на Луне, потенциально опасные факторы и ситуации будут выявляться, на их основе будут разработаны правила и меры безопасности, как это сделано и существует для внекорабельной деятельности в условиях невесомости. Кроме того, безусловно, остаются в силе правила безопасности работы в скафандре, применяемые в условиях орбитального полета, а также наземная техника безопасности на транспорте, при эксплуатации промышленного оборудования и при производстве горнотехнических работ.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.