Перспективы развития европейских ракет-носителей. Часть I

Гораздо больше, чем ракетостроение Вас интересует история и география? В таком случае, Вы определенно точно хотите скачать старые карты, но, к сожалению, не знаете где это можно сделать. Что ж, тогда я спешу Вам сообщить, что Вы можете найти такие карты на сайте копанина.рф.



Европейские специалисты рассматривают три основных направления развития РН:

 

• совершенствование РН Ariane 5 (модель Mid-life Evolution -Ariane 5 МЕ);

• создание и развитие легкой РН Vega;

• разработка новой РН NGL.

 

Концепция «даблшота» (одновременного запуска двух КА одной РН), реализованная в действующей европейской РН Ariane 5, имеет некоторые преимущества, но в последнее время не встречает особого спроса со стороны спутниковых операторов. Данная концепция изначально разрабатывалась с целью снизить затраты владельцев КА, но это не означает, что она соответствует современным требованиям рынка. Перспективные РН должны быть избавлены от недостатков РН Ariane 5.

 

РН NGL (или, как их еще называют, РН Ariane 6) должны гарантировать выполнение миссий по государственным программам и быть конкурентоспособными в прогнозируемых условиях 2025 г. Их следует ориентировать на снижение затрат, большую гибкостью, высокую доступность, масштабируемость и соблюдение экологических норм.

 

Концепция создания РН NGL — минимальные эксплуатационные расходы, удобство, гибкость и доступность. При этом подход к созданию РН может быть любым — консервативным, эволюционным или революционным.

 


РН Ariane 5МЕ и РН NGL не должны конкурировать, поскольку одна РН дополняет другую. Обе РН необходимы. В рамках разработки РН Ariane 5МЕ должны быть подготовлены технологии, необходимые для РН NGL. Когда они будут готовы, первая РН достигнет квалификации.

 


Концепция РН Ariane 5МЕ изучается ЕКА с 2008 г., а окончательный вариант будет утвержден в 2012 г. Основное отличие от предыдущих моделей -новая верхняя ступень ESC-B, оснащенная высокоэффективным криогенным ЖРД Vinci. Общие затраты на разработку и квалификацию ступени РН и двигателя оцениваются в 1,5 млрд. евро.

 


Ariane 5ECA на стартовой площадке

 

Нынешняя РН Ariane 5ECA выводит на геопереходную орбиту два КА общей массой почти 9000 кг. Первый полет РН Ariane 5МЕ, способной нести «двойку» общей массой 11500 кг, должен состояться в 2016 г., а ввод в эксплуатацию — в 2017 г.

 

Что касается РН NGL — эта РН, прежде всего, ориентирована на государственный сектор с доставкой одного КА на орбиту с любыми параметрами. Лишь затем она сможет выводить на геопереходные орбиты коммерческие КА различной массы.

 

Предложенные проекты РН NGL делятся на две большие группы в зависимости от типа нижних ступеней РН: на основе РДТТ и на базе ЖРД.

 

Шесть вариантов РН с твердотопливными первыми и вторыми ступенями представили компания Snecma Propulsion Solide (SPS, Франция), концерн Avio (Италия) и Национальный центр космических исследований (CNES, Франция). Основные отличия — использование монолитных или многосекционных двигателей первых ступеней РН, масса топливного заряда и число нижних ступеней (одна или две) РН. Криогенные верхние ступени РН оснащены двигателями Vinci.

 

Вторая группа предложений включает проекты двухступенчатых криогенных РН от CNES. Одна РН состоит из водородных ступеней H170 и НЗО, к которым при необходимости могут добавляться два твердотопливных «стартовика» Р47. Другая РН оснащена первой метановой ступенью С270, на которую могут навешиваться до трех ускорителей Р40.

Несмотря на существенные различия в параметрах, все проекты имеют общие черты: стремление к минимально возможному числу ступеней РН и способность выводить на геопереходную орбиту КА массой от 2 до 7 т.

 


Какому же варианту будет отдано предпочтение? Достоинство жидкостных РН — лучшая энергетика и возможность тонкой «настройки» за счет различной заправки. Чтобы добиться таких результатов на твердотопливной РН, заряд топлива надо фрезеровать либо всякий раз отливать на новой оснастке, что накладно. Кроме того, для больших, особенно сегментированных, РДТТ характерно явление «колебаний тяги» (trust oscillation). Его можно уменьшить или ликвидировать в моноблочных (монолитных) двигателях. Но если сегментированные варианты можно изготавливать на существующем заводе «Регул» в Куру, то для производства монолитных нужно предприятие. Наконец, для двухступенчатых РН с твердотопливными нижними ступенями характерны невысокая энергетика и чрезмерные продольные перегрузки на участке работы первой ступени РН.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.