Критика апологии оккультизма. Часть I

040612 1814 3 Критика апологии оккультизма. Часть IВ наш век великих научных открытий и революционного преобразования общества, когда человечество вступает в период научно-технического переворота, связанного с овладением ядерной энергией и освоением космоса, с развитием химии и автоматизацией производства, люди освобождаются от веры в загробную жизнь, где праведникам якобы уготовано блаженство, а грешников ожидают жестокие муки. «Мир, который был нам до сих пор так чужд, — писал Ф. Энгельс, — природа, скрытые силы которой пугали нас, как привидения, — как родственны, как близки стали они нам теперь!»*.

 

Буржуазия заинтересована в том, чтобы наука потеряла свою богоубийственную силу. В капиталистическом обществе буржуазия всегда может привлечь или нанять для защиты выгодных ей взглядов философов, социологов, экономистов и т. д. Эти реакционные ученые готовы идти на сделку с клерикалами.

Признавая великие достижения науки, такие ученые, однако, не хотят объявить ложными различные мистические вымыслы. Как же эти жрецы науки, прислуживающие церкви, могут критиковать мистицизм, если он присущ всем без исключения религиям, связан с идеалистической философией!

 

—————————————————————————————————————-

*К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, стр. 443.

—————————————————————————————————————-

 

Многие буржуазные ученые, заинтересованные в сохранении религии как средства влияния на народные массы, избегают критики мистицизма. Позитивисты даже признают существование внечувственных явлений, но отказываются их исследовать, утверждая, что это — область непознаваемого, чем пользуются оккультисты, довольные тем, что отведено место и для их «исследований».

 

Идеализм способствует проникновению мистики в среду буржуазных ученых. «Самый необузданный идеализм происходил именно от того, что элемент фантазии получал слишком много простора…, — указывал Д. И. Писарев. — Образы переходят в призраки и живут помимо моей воли, живут своей жизнью, давят меня как кошмар, оказывают на меня влияние, господствуют надо мной, внушают мне страх»**. Естествознание само по себе неспособно освободить людей от мистики, даже сами естествоиспытатели, если они не прониклись материалистической философией, иногда бывают мистиками.

В статье «Естествознание в мире духов» Ф. Энгельс показал, что для буржуазных ученых самый верный путь от естествознания к мистицизму — пренебрежение к теоретическому мышлению, увлечение «ползучим эмпиризмом»***. «Чистые эмпирики» — А. Уоллес, В. Крукс, Ф. Цёльнер и др. — стали жертвами спиритических суеверий, так как отвергали теорию, признавали реальным только опыт.

 

Энгельс указывал, что голая эмпирия оказалась бессильной в борьбе с медиумическими опытами: «Во-первых, «высшие» явления всегда показываются лишь тогда, когда соответствующий «исследователь» уже достаточно обработан, чтобы видеть только то, что он должен или хочет видеть… Во-вторых, спириты нисколько не смущаются тем, что сотни мнимых фактов оказываются явным надувательством, а десятки мнимых медиумов разоблачаются как заурядные фокусники. Пока путем разоблачения не покончили с каждым отдельным мнимым чудом, у спиритов еще достаточно почвы под ногами.. .»****.

 

—————————————————————————————————————-

**Д. И. Писарев, Сочинения, т. 1, М., 1955, стр. 119—120.

***К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, стр. 373—383.

****Там же, стр. 382—383.

—————————————————————————————————————-

 

При чтении сочинений И. Дицгена В. И. Ленин обратил внимание на его слова о том, что многие буржуазные профессора «не желают отречься от поисков таинственного; если не на небесах, не в святых дарах, то по крайней мере в природе должно быть нечто мистическое, непостижимое»*****. Ленин подчеркнул слова Дицгена, что на социал-демократии лежит обязанность выступить против подобных неисправимых мистиков.

 

mst 300x215 Критика апологии оккультизма. Часть I

Дицген писал, что буржуазные философы часто тонут в религиозных предрассудках, в мистицизме, у каждого из них имеется более или менее значительный остаток суеверий, который туманит их взор.

 

Дицген гневно восклицал, что «кого влечет в иной мир, из мира опыта в мир предчувствий или божества, кто только об этом говорит, тот либо самодур, либо плут и шарлатан»******. Он напоминал о том, что к материалистической науке липнет ненаучный религиозный вздор мистиков, называл философскую мистику непереваренным остатком религиозной веры, призывал бороться с утонченной поповщиной, «научным суеверием».

 

Ленин очень ценил эти мысли Дицгена, цитировал в «Материализме и эмпириокритицизме» его слова о том, что научная поповщина серьезнейшим образом стремится пособить религиозной поповщине, что теория познания материализма является универсальным оружием против религиозной веры, и не только против всем известной, настоящей, обыкновенной религии попов, но и против очищенной, возвышенной профессорской религии идеалистов.

—————————————————————————————————————-

*****В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 410.

******Там же, стр. 418.

—————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: Критика апологии оккультизма Часть
Автор: admin | 6 Апрель 2012 | 1 146 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100