Всегда мечтали увидеть космос? Тогда спешу Вам сообщить, что покинуть атмосферу нашей планеты могут не только мощные ракеты-носители, но и, к примеру, метеозонд, наполненный гелием. В качестве метеозонда сгодится обычный воздушный шар из плотной резины, а баллон с гелием купить Вы сможете по самой выгодной для себя цене в компании «Гелийторг»!
Узнайте подробности на geliytorg.ru.
Американский истребитель McDonnelL Douglas F-15
В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT: истребитель McDonnelL Douglas F-15 работая в качестве первой ступени, «выскакивал» на динамический потолок и запускал двухступенчатую твердотопливную РН.
ОКБ имени А.И. Микояна с 1997 г. проводит разработку системы выведения КА на околоземные орбиты помощью переоборудованного самолета МиГ-31. Коммерческий проект был предложен в 1998 г. В основу положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию истребителя МиГ-31Д. Коммерческая РН РН-С грузоподъемностью 40-200 кг будет запускаться с истребителя на высоте порядка 17000 м при скорости 3000 км/ч. РН должна разрабатываться ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании управляемых ракет класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск РН ожидался в 1999-2000 гг. МАПО-МИГ надеялось получить поддержку руководства российской авиационно-космической отрасли, поскольку мир заинтересован в создании небольших КА массой 40-50 кг.
Число микроспутников действительно велико, однако их стоимостная доля на рынке запусков ничтожна. Не зря, наверное, большинство производителей легких РН ориентируется все-таки на несколько большую грузоподъемность (свыше 200 кг).
Модель системы «Ишим»
С точки зрения ряда экспертов, к мнению которых прислушиваются разработчики системы «Ишим», проект выглядел очень перспективным в силу растущего спроса мирового рынка на подобные запуски. В ближайшие полтора-два десятка лет на вывод в космос малых КА инвесторы потратят в общей сложности 1,5-2,0 млрд. долл.
Однако эти заявления выглядят излишне оптимистичными — как с позиции стоимости рынка, так и с точки зрения возможностей системы «Ишим». Действительно, при общей предполагаемой емкости рынка около l00 млн. долл. в год и удельных затратах на запуск в 10 тыс. долл./кг ежегодный грузооборот на орбиту — l О тыс. кг. Приняв максимальную грузоподъемность системы «Ишим» в 160 кг за запуск, чтобы охватить такой рынок, придется на протяжении довольно большого периода проводить более 62 пусков в год. Возможность создания РН с такой массой полезного груза, которая может быть запущена с МиГ-З1Д весьма проблематична; во всяком случае, ее стартовая масса оценивается не менее 9500 кг, что превышает предел сосредоточенной нагрузки, которую можно подвешивать на подфюзеляжный пилон самолета-носителя. Даже используя оба имеющихся самолета МиГ-3 1ДМ, самолетам-носителям придется совершать по два-три полета в месяц, а это весьма насыщенная программа полетов.
РН Pegasus XL
Возможность технической реализации легкой (до 5000 кг) полностью твердотопливной РН воздушного запуска (старт на высоте 22000 м при скорости 488 м/с) с самолета МиГ-З1М представлена по аналогии с американской крылатой РН Pegasus XL.
Перспективный авиационно-ракетный космический комплекс «Ишим», создаваемый на базе самолета МиГ-31Д, впервые был представлен в феврале 2006 г. в Сингапуре во время работы 13 Международного авиакосмического салона Asian Aerospace 2006.
АРКК «Ишим» включает два авиационных носителя, получивших обозначение МиГ-31И, трехступенчатую РН, устанавливаемую на специальной обтекаемой подвеске между гондолами двигателей, а также воздушно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД.
Взлетная масса самолета МиГ-31И с РН составляет 50 т, дальность полета до точки пуска — 600 км, высота точки пуска — от 15 до 18 км, скорость в точке пуска — 2120-2230 км/ч.
Общий вид самолета-носителя МиГ-31И
АРКК «Ишим» позволяет выводить на круговую орбиту высотой 300 км и наклонением 46° полезный груз массой до 160 кг, а на орбиту высотой 600 км — до 120 кг.
Параметры орбиты выведения могут меняться в широких пределах, включая высокие эллиптические, гелиосинхронные, экваториальные, полярные, наклонением до 115° и т.д. Предлагается использование комплекса с территории государства-заказчика при базировании самолета на аэродроме первого класса.
Комплекс «Ишим» создается в кооперации с РСК «МиГ» (разработчик самолета-носителя) и Московским институтом теплотехники (МИТ; разработчик РН).
Полет твердотопливной ракеты «Старт-1»
РН комплекса «Ишим» иногда называют «уменьшенной в масштабе копией РН наземного базирования «Старт-1».
Представляется, что такое сравнение не совсем точно.
Стартовая масса РН комплекса «Ишим» составляет 10,3 т, длина — 10,76 м, диаметр — 1,34 м, длина отсека полезного груза — 1,4 м, диаметр — 0,94 м.
Стартовая масса РН «Старт-1» — 47 т, длина — 22,7 м, максимальный диаметр -1,8 м.
РН «Старт-1» способна выводить с космодромов Плесецк и Свободный КА массой 535-458 кг на низкие круговые и солнечно-синхронные орбиты высотой 200-1000 км.