Новейшие системы воздушного запуска РФ. Часть I


Самолет М-55 «Геофизика»

 

В 2005 году экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) имени М.В. Мясищева (г. Жуковский, Московская обл.) и австралийская компания Technoimport объявили о начале создания комплекса по выводу на орбиту малых КА (массой 20-150 кг), включающего дозвуковой высотный самолет М-55 «Геофизика», со «спины» которого стартует двухступенчатая РН.

 


Высотный истребитель М-17 «Стратосфера»

 

Самолет М-55 «Геофизика» — модификация военного самолета М-17 «Стратосфера».

 

Самолет способен находиться в исследовательском высотном полете более 6 часов и нести на борту 1500-2000 кг научной аппаратуры. В настоящее время «в строю» находятся две «Геофизики». Смоленский авиазавод имеет возможности для мелкосерийного производства машин, реальное изготовление которых зависит только от финансирования.

 

ЭМЗ продолжает работы по самолету М-55. У самолета нет аналогов, а американский самолет TR-1 в несколько раз уступает самолету М-55 по грузоподъемности.

 

Финансирование проекта, в основном, будет коммерческим, потому что проект экономически очень выгодный и политически престижный.

 

Реализация проекта потребует примерно 200 млн. долл.

 

Специалисты настороженно относятся к столь оптимистичному сценарию, считая, что большого коммерческого развития проект не получит. Самолет М-55 имеет ограниченную грузоподъемность, РН на нем будет небольшая и вывести она может лишь легкий КА. Подобные КА делают, как правило, университеты и другие организации с ограниченным бюджетом. Им гораздо выгоднее «прицепиться» к большим РН в качестве дополнительной нагрузки.

 


У Казахстана и России имеется совместный проект воздушного старта «Ишим».

 

Проект «Ишим» имеет мирную и сугубо коммерческую направленность. Комплекс предназначен для выведения на околоземную орбиту малогабаритных КА связи, метеорологии, ДЗЗ, а также аппаратов для обслуживания компаний сотовой связи. Сверхзвуковой самолет-носитель МиГ-31ДМ поднимается на высоту 25-30 км и оттуда запускает в космос малогабаритную РН, способную вывести на орбиту высотой 200 км КА массой до 160 кг.

 


Самолет-носитель МиГ-31

 

Казахстан и Россия обладают всеми необходимыми предпосылками для создания комплекса «Ишим» — имеются самолеты-носители и аэродромы. МИТ способен в короткие сроки спроектировать и изготовить новую РН, оснащенную твердотопливным двигателем, что гарантирует ее безопасность в эксплуатации и позволит обойтись без токсичных компонентов.

 


Самолет-легенда — МиГ-25

 

Своеобразным «прототипом» комплекса «Ишим» является комплекс специальных систем оружия, разработанный в конце 1980 — начале 1990-х годов. В 1987 г. в ОКБ Микояна два истребителя-перехватчика МиГ-31 были доработаны под иной состав вооружения. Самолету, который получил обозначение МиГ-31Д («изделие 07/1»), предстояло нести одну большую специализированную РН. Перехватчик оснастили наплывами, как на самолете МиГ-31М, и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на самолете МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой РН.

 

Испытания второго прототипа Миг-31Д («изделие 07/2») продолжались несколько лет в Жуковском и были приостановлены в начале 1990-х из-за неясной ситуации с появлением новой РН. В настоящее время машины 07/1 и 07/2 находятся в Казахстане.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.