Психопатология мистицизма

Подчеркнуть солидность вашего статуса Вы сможете благодаря изысканным аксессуарам от немецкой компании montblanc, приобрести которые можно на сайте www.artoffice.ru.

Интересный факт, в самом начале своего развития Montblanc специализировалась исключительно на производстве эксклюзивных ручек, считавшихся не столько канцелярской принадлежностью, сколько предметом роскоши. Серия ручек Montblanc Meisterstuck Solitaire Royal даже была занесена в список рекордсменов Книги Гиннеса, как самый дорогой пишущий инструмент в мире, поскольку стоимость одной ручки составляла невероятные 125 000$!


m1 Психопатология мистицизмаМистицизм — крайнее проявление религиозного фанатизма, которое может привести к распаду сознания. Буржуазные психологи под влиянием книги американского прагматиста В. Джемса «Многообразие религиозного опыта» конструируют из мистических чувствований какое-то особое «сверхприродное» или «расширенное» сознание*. Но «мистическое сознание» — это болезненное состояние обычного сознания. Мистические чувствования имеют связь с истерией и разными видами невроза, паранойи и другими психическими расстройствами. Одинаковые психические заболевания имеют один и тот же характер. Поэтому мистические переживания людей разных веков и разных народов обнаруживают поразительное сходство, а иногда полную тождественность.

Объективной предпосылкой мистических настроений является слабость духа, такое состояние, при котором человек чувствует свое бессилие и свое ничтожество. Склонность к мистическим представлениям чаще всего встречается у людей, живущих в обстановке постоянного страха, под угрозой возможных несчастий. Панический страх и беспредметный ужас, вызванные какой-нибудь катастрофой, могут сыграть большую роль в образовании мистических настроений. Представление о сверхъестественном заступничестве легче всего возникает в сознании человека в результате чувства беспомощности, собственной недостаточности и униженности. Маркс писал о том, что «религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял»**. Безвольные, легковерные, невежественные люди, предрасположенные к навязчивым идеям, могут стать жертвами мистицизма. Он встречается чаще всего у недостаточно рассудительных людей с повышенной внушаемостью и с сильно развитым воображением.

 

—————————————————————————————————————-

*См.: J. Н. Leuba. The Psychology of Religious Mysticism. N. Y., 1925; К Albrecht. Psychologie des mystischen Bewusst-seins. Bremen, 1951.

**К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 1, стр. 414.

—————————————————————————————————————-

 

Мистик представляет себе все явления мира иначе, чем здоровый человек. Чудовищная фантастика сводит у него на нет или изменяет нормальные способности к суждению. Сомнение мистикам чуждо. Они склонны сближать между собой такие явления, между которыми нет и не может быть никакой зависимости. Простейшее слово, которое мистик слышит, кажется ему указанием на нечто таинственное, в самых обыкновенных движениях он видит скрытый знак. «Вещи совсем не те, чем они кажутся» — вот характерное утверждение мистика. Все имеет для него важное, таинственное значение, на все он смотрит с постоянным страхом. Патологический образ восприятия доходит до галлюцинаций, какие можно наблюдать у психических больных. Душевное расстройство сразу же заметно у мистиков, уверяющих, что они слышат «небесные голоса», «приказания святого духа», «наставления бога», «видят богородицу». Сотрудникам Музея истории религии и атеизма в Ленинграде нередко приходилось встречаться с такими «богоискателями». Однажды в Музей зашел гражданин Б., который уверял, что из него выделился двойник, второе «я», оно переселилось «в кошечку», а иногда приходит в образе духа какого-то старика или духа «белой и черной хозяйки». Гражданин Б., конечно, оказался психически больным.

 

Одним из проявлений мистицизма является особое состояние, которое древнеримский философ Плотин назвал экстазом. Описание Плотином экстаза отражает характерные признаки эпилептического припадка. Во время приступов религиозного экстаза нервная система находится в анормальном состоянии, воля парализована, ум бездействует. Такой экстаз — результат болезненной раздражимости нервов — наступает после длительной подготовки, во время которой различные мистики часто используют для вызова его одинаковые приемы, например, концентрацию внимания на каком-то объекте, чтобы добиться опустошения сознания. Для погружения в религиозный экстаз дервиши быстро кружатся, иудейские мистики-хасиды пляшут, индийские аскеты подвергают себя длительному посту, самоистязаниям, другие мистики курят опиум, гашиш и т. д.*** Пятидесятники-евангелисты при помощи «трясунства», т. е. беспорядочных, судорожных движений, приводят себя в состояние исступления, чтобы «соединиться с богом». Они плачут, кричат, издают нечленораздельные звуки, принимаемые за мнимый «дар говорения на разных языках». Эти «радения» зачастую приводят к тяжелым психическим расстройствам.

 

Многие даже буржуазные психологи признают, что «мистическое озарение» нисколько не отличается по своим признакам и симптомам от опьянения алкоголем, морфием, кокаином, гашишем и др. Представления и ощущения во время мистического экстаза, порожденные постом, кружением, действительно тождественны видениям и переживаниям, вызванным наркотиками или «веселящим газом». В буржуазных странах рекламируется «настоящий мексиканский пейотль для развития сверхъестественных способностей ясновидения — патентованная жидкость для усиления чувствительности лиц, занимающихся вызовом духов». Опыты советских ученых с мескалином, содержащимся в соке особого вида мексиканского кактуса пейотль, который индейцы называли «растением гаданий», показали, что это ядовитое алкалоидное вещество вызывает у людей, конечно, не «развитие сверхъестественных способностей к ясновидению», а различные психофизиологические нарушения, иллюзии и галлюцинации.

 

—————————————————————————————————————-

***См.: Н. Seroya. Le mysticisme. Paris, 1956; G. Scholem. Die judische Mystik. Frankfurt am Meine, 1957; T. A n d r a e. Isla-mische Mystiker, Stuttgart, 1960; A. Forke. Chinesische Mystik. Berlin, 1922.

—————————————————————————————————————-

 

Всякого рода видения чаще всего бывают у истеричек, для которых характерна чрезвычайная внушаемость, способствующая возникновению галлюцинаций. Так называемое «томление по богу» — чувство безысходной тоски может возникнуть под влиянием болезненно угнетенного состояния или психического заболевания. Психиатры давно установили, что всякие сектантские «богородицы» и «христы», «пророки» или прожектеры, назойливо предлагающие бредовые проекты «великих научных открытий и изобретений», часто оказываются параноиками.

 

В 1908 г. Синод отказал Д. Г. Коновалову в степени магистра богословия, потому что в его диссертации «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве», которую он защищал, отмечалась патологическая основа религиозного экстаза, его связь с эпилепсией. Д. Г. Коновалов писал, что экстаз сектантов-постников иногда совершенно напоминает картину бреда от истощения.

 

Под влиянием религиозного экстаза, молитвенных телодвижений, мимики, доходящей до судорог, припадков и обмороков сектанты зачастую впадают в полубредовое состояние, принимаемое за «слияние души с богом», близкое к умопомешательству. Во время этого «богоощущения» истерические люди теряют сознание, видят яркий свет («нездешний огонь»), слышат какие-то звуки («небесные мелодии»), голоса («божественное откровение»), т. е. подвергаются зрительным и слуховым галлюцинациям. Такие «радения» сектантов, сеансы спиритов и оккультистов приводят к тяжелым депрессиям, под воздействием которых люди в ряде случаев кончают самоубийством. Это признают сами мистики: «большинство спиритов кончает самоубийством»****, «оккультизм погружает неустойчивых людей в безумие, которое завершается самоубийствами»*****.

 

—————————————————————————————————————-

****Г. Дьяченко. Из области таинственного. М., 1900, стр. 277.

*****Le grande arcane. Paris, 1898, p. 79.

—————————————————————————————————————-

 

Об этом же пишут журналисты, психиатры и юристы, изучавшие в Западной Европе мир оккультистов. Парижский журналист Ж. Буа, встречавшийся с крупнейшими французскими оккультистами конца XIX — начала XX в., писал в книге «Невидимое», что они распространяют чрезвычайно опасный и коварный яд, который погружает людей в мистическое слабоумие. Этот яд действует особенно пагубно на нервных и психически ненормальных людей и довершает их гибель. Известный немецкий психиатр А. Молль указывал в книге «Гипнотизм», переведенной и изданной в Петербурге в 1909 г., что, внушая больным людям с сильно развитым воображением и слабой волей веру в чудеса, оккультисты способствуют потере этими людьми остатков разума. В капиталистических странах издано немало книг, в которых приводятся факты о том, что оккультизм часто толкает людей в омут морфинизма и разврата******.

 

Многие буржуазные психологи считают, что религиозная мистика возникает и развивается под влиянием неудовлетворенных половых влечений*******. Мистицизм нельзя объяснять сексуальной природой человека. Религия не возникает из половой патологии, однако существует связь между мистикой и эротикой. Вымыслы шамапов, брахманских и буддийских аскетов, иудейских каббалистов, мусульманских дервишей о слиянии с женскими духами, брахманскими богинями, иудейской Шехпной (огнеподобным существом, посредницей между богом и миром) проникнуты эротической фантазией. В мистической любви монахов к деве Марии можно найти чувственную основу ее обожания, у монахинь на место земного мужчины как предмета страсти и любви становится небесный жених Иисус. Бредни монахов о Марии и мечты монахинь о поцелуях «сладчайшего Иисуса» восходят к эротическому помешательству, вызванному противоестественным умерщвлением плоти. Святая Тереза, по ее словам, будучи «невестой Христа», переживала страстное «томление о боге», «экстаз брачного единения с Иисусом». Половые извращения часто являются следствием разлагающего влияния религии с ее противоестественной проповедью аскетизма и безбрачия. Таким образом, растлевая сознание людей, способствуя психическим заболеваниям и всяким порокам, мистицизм приносит обществу большой вред.

 

—————————————————————————————————————-

******См., например: Н. S с h a f е г. Der Okulltater. Verlag Krimi-nalistik. Hamburg, 1959.

*******См.: S. S u 11 e г. Mystik und Erotik. Berlin, 1929.

—————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: Психопатология мистицизма
Автор: admin | 23 Март 2012 | 426 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100