Из истории мистики в Западной Европе и США. Часть I

Давно хотите посетить США, но боитесь столкнуться с языковым барьером? Тогда настоятельно рекомендую Вам уроки английского языка онлайн, которые помогут Вам в кротчайшие сроки научиться разговаривать на самом распространенном языке в мире. Для получения более подробной информации по данной теме посетите сайт www.easy-language.ru.


mystic Из истории мистики в Западной Европе и США. Часть IМистицизм — один из признаков духовного упадка и разложения общества. Он широко распространяется в годы реакции, следующие непосредственно за поражением революционного движения, когда рушатся надежды народных масс на близкое освобождение.

Известны три основных этапа развития европейской мистики, связанные с концом античного мира, гибелью феодализма и закатом капиталистического общества.

Древняя мистика, отразившая разложение и гниение рабовладельческого общества, содержала бредоумствования на теософские темы, к которым приобщались участники мистерий древневосточных и древнегреческих религиозных культов, посвященные в иудейскую каббалу и в христианский гностицизм. Средневековая мистика, отразившая упадок и закат феодализма, была связана в основном с мистификацией явлений природы (астрология, алхимия, магическая медицина). Крупнейшие мистики XVI— XVII вв. увлекались составлением гороскопов, предсказывающих конец мира, поисками философского камня, который будто бы осчастливит людей. Существенная особенность новейшей мистики, отражающей деградацию буржуазного общества, состоит в том, что она ведет прежде всего к мистификации общественных явлений путем нелепых мудрствований о тайной сущности человека (антропософия), бесплодных поисков его скрытых сил (оккультизм), веры в явления душ умерших (спиритизм), в возможность исцеления духом («Христианская наука»), духовного очищения («Моральное перевооружение») и т. д. Эта мистика пытается паразитировать на так называемых таинственных явлениях человеческой психики.

Особенно большого развития мистицизм достиг в период разложения античного рабовладельческого строя, духовного кризиса и упадка Римской империи. Кровопролитные войны и хронические голодовки губили народные массы, одна опустошительная эпидемия следовала за другой. «Это было время, — писал Ф. Энгельс, — когда даже в Риме и Греции, а еще гораздо более в Малой Азии, Сирии и Египте абсолютно некритическая смесь грубейших суеверий самых различных народов безоговорочно принималась на веру и дополнялась благочестивым обманом и прямым шарлатанством; время, когда первостепенную роль играли чудеса, экстазы, видения, заклинания духов, прорицания будущего, алхимия, каббала и прочая мистическая колдовская чепуха»*.

 

demon Из истории мистики в Западной Европе и США. Часть IВ господствующей рабовладельческой идеологии агония общества породила глубокое разочарование в земной жизни. С огромной силой мысли о тщетности надежд на лучшую жизнь на земле, призывы к отказу от разума и к уходу в мистицизм сказались в неоплатонизме. В нем смешались учение Пифагора о числах и учение Платона о идеях с восточными религиозными культами. В VI в. до н. э. философы пифагорейского союза отрывали числа от вещей, превращая числа в самостоятельные сущности, абсолютизировали и обожествляли их, занимались гаданиями по числам. В начале I в. н. э. сложилось неопифагорейство, в котором большую роль играла вера в демонов и колдовство. В конце I в. неопифагорейство проповедовал Аполлоний Тианский, выдававший себя за бога и распространявший вымыслы о своих чудесах. В III в. неопифагорейство слилось с неоплатонизмом.

 

Это идеалистическое рабовладельческое учение основал Плотин (205—270). Его школе в Риме покровительствовал император Галилеи. Неоплатоники верили, что первооснова всего бытия — «Единое», из которого происходит излияние (эманация) по трем ступеням: дух, душа и материя. Неоплатоники призывали слиться через экстаз с «Единым», требовали от своих последователей сторониться практической деятельности, освободиться скорее от тела, которое будто является всего лишь грязной одеждой для духа. Это было глубоко реакционное учение об испорченности, греховности и слабости человеческой природы, проникнутое отрицанием разума. Неоплатонизм, порожденный упадком и разложением рабовладельческого общества, оказал огромное влияние на мистику Азии и Европы, стал идейной основой иудейской каббалы, христианского мистицизма, индийской веданты, мусульманского суфизма**.

 

—————————————————————————————————————-

*К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 22, стр. 475.

**Каббала (древнееврейское, буквально «предание») — средневековое иудейское мистическое учение; веданта (санскритское, буквально «завершение Вед») — религиозно философская система Индии, возникшая в начале нашей эры; суфизм (от арабского суф — «шерсть», «шерстяной плащ»; суфи, суфий — «носящий такой плащ») — мистико-аскетическое направление в исламе.

—————————————————————————————————————-

 

Многие термины «мистика», «экстаз» и другие восходят к неоплатонизму. Он является теоретической основой современной теософии, оккультизма и т. д.

 

Средневековая мистика достигла расцвета в период разложения феодализма в XV—XVII вв., когда пылали костры, на которых сжигали «ведьм», обвиняемых церковью в связях с «нечистой силой». Очень немногие из них действительно занимались колдовством, чаще всего это были нервно- и душевнобольные женщины, у которых наблюдались судорожные припадки, видения, расстройство чувствительности, параличи. Такие «ведьмы» говорили без удержу, признаваясь в самых фантастических преступлениях против церкви. Крики, лай, мяуканье, нечувствительность к уколам, этот важнейший симптом недостаточной перцепции (восприятия) у истеричных, были характерны для этих «ведьм». Бессознательные обманщицы, обвиненные в сношениях с сатаной, иногда натирали себя особой мазью, под влиянием которой им казалось, что у них вырастают на теле перья и крылья. Нервные заболевания, совершенно не поддававшиеся в то время научному объяснению, поддерживали веру в колдовство и порчу.

 

Однако в буржуазной литературе дается одностороннее толкование происхождения ведовства. Некоторые историки с легкой руки одного французского врача считают причиной процессов «ведьм» только ложный взгляд церкви на психические заболевания, будто бы заставивший невежественных инквизиторов применять во имя «спасения души» огонь там, где врач должен применять для лечения воду. В действительности наряду с душевнобольными женщинами среди «ведьм» было много таких, которых церковники объявляли колдуньями за то, что они отказывались думать так, как повелевало духовенство. Это был бессильный социальный протест замученных церковью людей, главным образом женщин. «Особенно пагубное влияние на рост культуры имело христианство, наполнившее мир демонами, в которых оно превратило древних, созданных человеком, человекоподобных богов, — писал М. Горький. — Оно же создало десятки тысяч невежественных монахов, которые, в страхе перед силою демонов проповедовали людям отречение от мира, заражали их мрачными суевериями, а тех, чья мысль противоборствовала изуверскому аскетизму и уродующему гнету церкви, признавали плененными демонами, еретиками, колдунами, ведьмами и жгли их живыми на кострах»***.

 

В болезненных фантазиях о «шабашах ведьм» (ночных оргиях), о которых несчастные женщины рассказывали под пытками христолюбивых изуверов, возможно, отразились в причудливой форме какие-то отголоски народных сборищ на полях и лугах в дни старинных языческих празднеств, сопровождавшихся необузданным развратом. Церковникам, жившим в безбрачии, искушение должно было являться в образе женщин, а так как всякое обольщение считалось от дьявола, то они изображались как его служительницы. Отец церкви Фома Аквинский писал в XIII в.: «Некоторые думают, будто бы нет никакого ведовства, что демоны существуют только в человеческом воображении… Вера утверждает, что демоны существуют, они могут вредить своими кознями и препятствовать плодовитости брака… могут вызывать вихри в воздухе, подымать ветры и заставлять огонь падать с неба». В 1484 г. папа Иннокентий VIII опубликовал специальную буллу о преследовании за ведовство. С одобрения этого папы два монаха составили в 1487 г. руководство для «распознавания ведьм» и суда над ними — книгу «Молот ведьм», энциклопедию самого черного мракобесия. После этого в Западной Европе участились случаи сожжения сотен тысяч ни в чем неповинных женщин, даже девочек 10—12 лет. Католическое и протестантское духовенство старалось превзойти друг друга в преследовании «ведьм». Еще в 1874 г. в Мексике по настоянию местного духовенства в присутствии светских властей было сожжено несколько человек, обвиненных в колдовстве. Историки предполагают, что ведьмомания привела к уничтожению нескольких миллионов человек.

 

Передовые люди боролись с верой в колдовство. Голландский врач И. Вейер опубликовал в 1563 г. шесть книг «О колдовстве», которые были осуждены церковью. Вейер отрицал возможность вступать в общение с дьяволом, отличал колдунью, обманывающую людей ради выгоды, от «ведьмы», душевнобольной, которой внушили, что она находится в связи с дьяволом. В 1669 г. во Франции, в 1685 г. в Голландии вышли книги, направленные против веры в колдовство и ведьм. Английский врач Вебстер в 1673 г. опубликовал «Опровержение так называемого колдовства».

 

—————————————————————————————————————-

***М. Горький, Сочинения, т. 25, М., 1953, стр. 75—76.

—————————————————————————————————————-


Найти на unnatural: Из истории мистики Западной Европе США Часть
Автор: admin | 23 Март 2012 | 509 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.
Rambler's Top100