Мягкая посадка лунных автоматов и спутники Луны. Часть I

На повестке вашего дня стоит не история изучения лунной поверхности, а капитальный ремонт, который Вы затеяли в своем новом доме? В таком случае, Вы не обойдете своим вниманием и восстановление паркета: данная процедура способна качественным образом преобразить общий вид всего интерьера! Узнайте детали на www.ciklevka.ru.


041114 2219 7 Мягкая посадка лунных автоматов и спутники Луны. Часть I

Полеты трех советских «лунников» и одного американского «Пионера» были первым этапом исследования Луны с помощью космических средств. Следующими шагами должны были стать мягкая посадка лунного автомата и выведение КА на орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ). Для проведения новых запусков, а также для отправки автоматов к Марсу и Венере, в нашей стране была спроектирована новая РН «Молния», которая была четырехступенчатой модификацией королевской «семерки». В ее состав входила новая третья ступень, вмещавшая гораздо больше топлива, и позволявшая выводить на опорную околоземную орбиту связку из КА и четвертой ступени, являвшейся первым отечественным разгонным блоком, который обеспечивал более благоприятные условия для запуска по сравнению с непрерывным выведением на трехступенчатой ракете-носителе.

 

041114 2219 8 Мягкая посадка лунных автоматов и спутники Луны. Часть I

Автоматическая межпланетная станция «Зонд-3»

 

Запущенная с помощью этой РН советская АМС «Зонд-3» в июле 1965 г. осуществила фотографирование того невидимого с Земли участка лунной поверхности, который не был снят во время полета «Луны-3». В результате было установлено, что на обратной стороне Луны преобладает материковый щит с повышенной плотностью кратеров и отсутствуют обширные морские районы, характерные для видимой стороны. Обратная сторона Луны в целом оказалась более гористой. На ней были обнаружены крупномасштабные впадины особой формы, по площади сравнимые с лунными морями. В то же время, дно этих впадин не имеет характерной для лунных морей темной окраски, будучи покрытым множеством кратеров. Такие образования были названы талассоидами. Другим типом формаций, не встречающимся на видимой стороне Луны, оказались многочисленные цепочки кратеров протяженностью до 600 км.

 

Первым КА, попавшим на невидимую сторону Луны, стал американский «Рейнджер-4», запущенный в апреле 1962 г. Программой полета предусматривалось фотографирование Луны и доставка на ее поверхность контейнера с сейсмометром, который, как предполагалось, должен был сохранить работоспособность после жесткой посадки. Однако вскоре после запуска бортовая аппаратура «Рейнджера» вышла из строя, но «Рейнджер» продолжил движение по траектории, закончившейся падением на загадочном лунном полушарии.

 

Успешными оказались полеты седьмого, восьмого и девятого «Рейнджеров», состоявшиеся в 1964-1965 г. Вместо отделяемого контейнера на них были установлены комплекты телевизионных камер. Эти КА выводились с помощью РН «Атлас-Аджена Б» на траекторию попадания в лунный диск, подобно советской «Луне-2». За десять минут до падения, когда станция должна была находиться на расстоянии -1450 км от поверхности, начинался процесс съемки, продолжавшийся в течение 10 мин. Поскольку в то время в США уже широко развернулись работы по пилотируемой программе «Аполлон», «Рейнджеры» направлялись в районы, считающиеся перспективными для будущих посадок пилотируемых кораблей. Каждый из трех упомянутых КА передал на Землю несколько тысяч снимков, разрешение на последних кадрах, передаваемых непосредственно перед столкновением с Луной, составляло менее двух метров.

 

041114 2219 9 Мягкая посадка лунных автоматов и спутники Луны. Часть I

Автоматическая станция «Луна-9», впервые в мире совершившая мягкую посадку на поверхность Луны (музей РКК «Энергия)

 

Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 г., когда в Океане Бурь западнее кратеров Райнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9» (рис. выше). Работы над АМС нового типа, получившей индекс Е-6, начались в ОКБ-1 в начале 60-х годов. Эта станция состояла из двух основных частей: траекторного блока и АЛС. Траекторный блок включал корректирующе-тормозную двигательную установку с размещенным на ней блоком системы управления, а также два отделяемых перед торможением у Луны отсека с аппаратурой. Такая блочная схема позволяла сбрасывать выполнившие свои функции отсеки для того, чтобы перед торможением для посадки на Луну аппарат обладал минимальной массой. Суммарная масса изделия Е-6 составляла 1580 кг, а масса АЛС – ~100 кг.


Найти на unnatural: Мягкая посадка лунных автоматов спутники Луны Часть
Автор: admin | 12 Апрель 2014 | 159 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.