Ракета-носитель H1 — основа марсианского проекта Королева

Хотите не ошибиться с подарком для своей прекрасной дамы сердца? Тогда подарите ей женские наручные часы, которые прекрасно подчеркнут ее утонченную элегантность и безупречное чувство стиля.
Приобрести часы от таких ведущих мировых производителей, как Armand Nicolet, Epos, Oris и Louis Erard Вы сможете только на сайте www.topwatch.ru.


072412 1225 fgh9 Ракета носитель H1 — основа марсианского проекта Королева

Иллюстрация доставленного на орбиту Земли тяжёлого межпланетного корабля ракета-носителем Н1

 

Главная отличительная особенность марсианского проекта Королева от всех остальных в том, что он сразу становился реальностью. Через два года после выхода Постановления от 23 июня 1960 года, открывшего дорогу на Марс, в августе 1962 года был одобрен эскизный проект ракеты H1, а в декабре этого же года на Байконуре началось строительство стартового комплекса. В кооперации по его созданию и техническому оснащению участвовало более 30 госкомитетов и министерств, около 120 КБ, научно-исследовательских, проектных организаций и промышленных предприятий. Постановления по Луне в 1962 году еще не было. Для какой же цели создавались эти гигантские дорогостоящие сооружения?

 

В красиво оформленной книге «Мировая пилотируемая космонавтика» сказано буквально следующее: «…по замыслу СП. Королева, ракета H1 в советской программе фактически являлась основополагающим элементом для последующего развития «всего и вся» — …Конкретных предложений, которые можно было противопоставить вызову, брошенному президентом Дж. Кеннеди и программой «Аполлон», в советской программе не было». Авторы книги имеют право не знать, для какой цели создавалась H1, если об этом до сих пор не в курсе большинство сотрудников нашего предприятия. Королев точно знал, для какой цели ему нужна эта ракета, иначе зачем в отделе Тихонравова четыре года специальная группа проектировала единственную полезную нагрузку для H1 — марсианский экспедиционный комплекс?

 

072412 1225 fgh10 Ракета носитель H1 — основа марсианского проекта Королева

Рис. 1. Ракета-носитель Н1

 

Марсианская сверхтяжелая трехступенчатая ракета H1 — главный элемент ракетного комплекса (рис. 1). То, что она действительно была марсианской нужно, наконец, признать, исходя не только из представленных документальных источников, но и учитывая выступления Келдыша перед первым и вторым пусками H1. Он призывал отказаться от экспедиции на Луну как от первоочередной задачи и отдать приоритет разработанному при Королеве проекту полета к Марсу. В приложении к первому тому эскизного проекта носителя H1, одобренном межведомственной комиссией в июле 1962 года, были помещены и материалы по марсианскому комплексу как приоритетной задаче H1.

 

Как я уже упоминал, марсианский комплекс со стартовой массой на околоземной орбите в 500-600 т мог быть собран только на орбите, куда его элементы должны были доставляться новой космической ракетной системой, основу которой составляла ракета H1. Масса полезного груза, выводимого носителем H1, выбрана Королевым с учетом возможностей ее создания и отработки в кратчайший срок с максимальным использованием существующей производственной и экспериментальной базы. Она составляла 75 т (в постановлении указана масса 60-80 т).

 

072412 1225 fgh11 Ракета носитель H1 — основа марсианского проекта Королева

Рис. 2. Ступени ракеты-носителя Н1:

Блок А: максимальный диаметр 16,8 м (размер по стабилизаторам 22,33 м), высота 30,1 м, 30 двигателей НК-15 тягой по 153 тс на земле;

Блок Б: максимальный диаметр около 10,3 м, высота 20,5 м, 8 двигателей НК-15В тягой по 180 тс в пустоте;

Блок В: максимальный диаметр около 7,6 м, высота 11,5 м, 4 двигателя НК-19 тягой по 41 тс в пустоте.

 

Стартовый же вес H1 для выведения 75 т на орбиту высотой 300 км на начальном этапе проектирования 2200 т. Конструктивно ракета состояла из трех блоков с поперечным делением (рис. 2), представлявших собой силовые каркасные оболочки, воспринимавшие внешние нагрузки. Внутри через специальные термомосты подвешивались сферические топливные баки, располагались двигатели и другие системы.

 

Блоки соединялись между собой переходными отсеками ферменного типа, обеспечивающими выход продуктов сгорания при включении двигателей верхнего блока при «горячем» разделении ступеней (двигатели верхнего блока включались до отделения нижнего). Верхние баки горючего блоков «А» и «Б» защищались специальными отражателями. По наружной поверхности блоков, в обход баков окислителя под обтекателями, были проложены расходные трубопроводы для подачи горючего из верхнего бака к двигателям.

 

К нижнему торцу блока «А» крепилось переходное кольцо, соединявшее ракету с комплексом наземного оборудования. Ракета при старте отделялась от кольца, которое вместе с элементами разделения входило в ее состав. Тем самым за разработчиком носителя сохранялась ответственность за разделение ракеты с наземным оборудованием.

 

На блоке «А» устанавливались 24 двигателя по окружности диаметром в 13,4 м с шагом 15°, тягой 150 тс каждый. На блоке «Б» 8, на блоке «В» 4. На ракете имелась специальная система КОРД, которая должна была распознавать приближающуюся аварию двигателей по показаниям контрольных параметров и выдавать команды на их отключение. Многодвигательная установка первой ступени обеспечивала выведение полезного груза даже при отказе двух двигателей, которые отключались вместе с парой противоположных. Таким образом, высокая тяговооруженность первой ступени H1 позволяла осуществлять полет при отключенных четырех двигателях.

 

Впервые в практике ракетной техники носитель управлялся по тангажу и рысканью посредством рассогласования тяги противоположных двигателей. Такое решение было возможно за счет, удаления противоположных двигателей на расстояние 13,4 м друг от друга. Это значительно упростило конструкцию двигательной установки и хвостового отсека. Управление по крену осуществлялось с помощью специальных сопел крена.

 

 

В качестве топлива для двигателей была выбрана нетоксичная, наиболее дешевая и освоенная в производстве пара — керосин и кислород с перспективой применения водорода на блоках «Б» и «В». Разработка двигателей была поручена Н.Д. Кузнецову (ОКБ-276), поскольку В.П. Глушко, чьи агрегаты применялись на предыдущих ракетах Королева, отказался разрабатывать двигатели для H1 на принятых главным конструктором компонентах топлива. На мой взгляд, это обстоятельство, переросшее в неразрешимый конфликт между ними, отрицательно повлияло не только на результаты работ по H1 и марсианскому проекту в целом, но и на судьбу созданного Королевым огромного коллектива в ОКБ-1 и в смежных организациях, и предопределило закат нашего лидерства в космонавтике.

 

На базе H1, используя ее верхние ступени, предполагалось создание унифицированного семейства ракет на тех же экологически чистых компонентах — кислороде и керосине, а в дальнейшем на водороде. Это ракеты НИ со стартовой массой 700 т и полезным грузом 20 т, использующая вторую и третью ступени H1 и дополнительную четвертую; H111 со стартовой массой 200 т и полезным грузом 5 т, использующая третью ступень H1 и дополнительную четвертую, в качестве которой могли быть использованы проектировавшиеся в составе комплекса ЛЗ блоки «Г», а в дальнейшем водородные блоки «С» и «Р».

 

При разработке H1 проявился новый подход в решении ряда научно-технических и производственно-технологических проблем: по статической и динамической прочности; вопросам аэро— и газодинамики; созданию новых типов сложнейшей крупногабаритной арматуры; базы для наземной экспериментальной отработки; уникальных сооружений на технической и стартовой позициях. Для изготовления баков и сборки крупногабаритных отсеков на полигоне создавались филиалы КБ и завода, что существенно изменило сложившуюся схему работ. Как показала жизнь, это было единственно правильным решением.


Найти на unnatural: Ракета-носитель основа марсианского проекта Королева
Автор: admin | 24 Июль 2012 | 1 091 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.