Состояние ракет-носителей легкого класса в России. Часть IV

112213 0848 6 Состояние ракет носителей легкого класса в России. Часть IV

Старт американской ракеты-носителя легкого класса «Скаут Б» со спутниками «SEV» и «Secor-5»

 

Как свидетельствует практика, выведение легких КА при попутных или кластерных пусках РН среднего класса не всегда удобно для заказчика. Если первоначальное формирование орбитальной группировки решается таким способом весьма удачно, то для замены вышедшего из строя КА заказчик вынужден ждать удобного случая для доставки своего аппарата на орбиту в качестве дополнительного полезного груза.

 

При этом возникает вопрос: а можно ли в современных условиях создать новый легкий экономически эффективную РН? (Под экономической эффективностью следует понимать минимум затрат на запуск легкого КА, поскольку о прибыльности в данном сегменте рынка говорить затруднительно).

 

Положительный ответ можно получить при выполнении некоторых условий.

 

112213 0848 7 Состояние ракет носителей легкого класса в России. Часть IV

Израильский спутник-разведчик Ofeq 9

 

Во-первых, необходимо правильно выбрать размерность РН. Анализ запусков низкоорбитальных КА показывает некоторую тенденцию снижения их массы. Так, израильские КА ДЗЗ EROS (и близкие к ним по конструкции разведчики Ofeq) имеют стартовую массу порядка 270-300 кг. Масса южнокорейского КА Kompsat, запущенного в 2006 г. из Плесецка с помощью РН «Рокот», — менее 800 кг. Германский КА SAR-Lupe (разведчик с радаром с синтезированной апертурой) имеет начальную массу около 720 кг. Значительная часть КА научного назначения и новейших низкоорбитальных КА связи также не тяжелее 500-1000 кг. Для запуска таких аппаратов нужна РН размерности «Космос-3М» или чуть меньше.

 

112213 0848 8 Состояние ракет носителей легкого класса в России. Часть IV

Южнокорейский космический аппарат Kompsat

 

Во-вторых, новая РН должна быть экологически безопасной и экономически обоснованной. В некотором смысле здесь есть определенное сходство между очень маленькими и очень большими (сверхтяжелыми) РН: и те, и другие стартуют редко, что определяет высокую долю затрат на разработку в стоимости пуска, а также довольно большие издержки на единицу продукции при серийном производстве. Естественна попытка создания редко используемых РН на элементной базе РН, находящихся в длительном и ритмичном серийном производстве.

 

Таким образом, РН легкого класса должен соответствовать следующим требованиям, обеспечивающим минимизацию затрат на разработку и производство и сокращение сроков проектирования:

• использование отработанных и находящиеся в серийном производстве блоков (так, по некоторым данным, стоимость создания двигателей составляет от 40 до 60% от общей стоимости разработки РН);

• максимальное применение имеющейся в производстве технологической оснастки, а также серийно выпускаемых узлов, агрегатов и отсеков существующих РН;

 

• эксплуатация РН с имеющихся технических и стартовых комплексов с минимальными доработками.

 

112213 0848 9 Состояние ракет носителей легкого класса в России. Часть IV

Запуск ракеты «Союз»

 

Парк из двух РН — «Ангара-1» (или «Союз-1») и новая РН однотонного класса (при этом создание «наноносителя» — отдельная задача, требующая дополнительного обоснования) — способен перекрыть весь диапазон грузоподъемности, требуемый от российских средств выведения легкого класса.

Автор: admin | 22 Ноябрь 2013 | 264 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

You must be logged in to post a comment.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.