К середине 1980-х в NASDA был готов проект «чисто японской» коммерческой РН мирового уровня — РН Н-II.
В рамках этого проекта разработчиками решались четыре главные задачи:
• отработка мощного кислородно-водородного ЖРД первой ступени LE-7;
• разработка и создание системы наведения с кольцевым лазерным гироскопом:
• изготовление достаточно крупногабаритного головного обтекателя, диаметр которого составляет 4 м;
• надстройка и доводка больших стартовых твердотопливных ускорителей Solid Rocket Boosters (более известны как SRB).
Первый полет РН Н-II состоялся в феврале 1994 года.
РН Н-II — это двухступенчатая РН современного поколения, запускаемая с 1994 г. РН этого семейства — единственные в мире, обе ступени которых оснащены высокоэффективными кислородно-водородными ЖРД. Для увеличения тяговооруженности на старте применяются навесные стартовые твердотопливные ускорители SRB (Solid Rocket Booster) с управляемым вектором тяги.
Взлет РН H-II
РН Н-II представляла собой переходный вариант к РН поколения Н-НА, которые имели улучшенные характеристики при значительно меньшей стоимости.
Переход от РН Н- 11 к РН Н- ПА был поэтапным. Например, РН Н-II №8 была оснащена «надкалиберным» головным обтекателем марки 5S и новой второй ступенью РН, созданной по проекту РН H-IIA.
Другие элементы конструкции РН остались практически без изменений, но при их производстве впервые были опробованы технологии снижения затрат, разработанные по программе создания РН Н-НА.
Предыдущие РН Н-II использовали вторую ступень РН с совмещенными топливными баками. «Восьмерка» имела новую ступень РН с раздельными баками измененной конструкции, соединенными ферменным переходником. Такая конструкция обеспечивала упрощение и удешевление операций изготовления баков, а также позволяла увеличить время пребывания ступени РН на орбите в активном состоянии. Ступень РН была оснащена ЖРД LE-5B новой схемы.
Рис. 13.14. РН H-II: 1- головной обтекатель, 2- интерфейс полезной нагрузки, 3- бортовое радиоэлектронное оборудование, 4- газореактивная система ориентации и стабилизации, 5-ЖРД второй ступени LED5A, 6-межбаковая секция первой ступени РН, 7-бак жидкого водорода первой ступени РН, 8- ЖРД первой ступени LE-7, 9 -гидроприводы отклонения сопла ускорителей, 10- вспомогательный ЖРД управления по крену, 11 — твердотопливный стартовый ускоритель SRB, 12 — бак жидкого кислорода первой ступени РН, 13 — межступенная секция, 14 — бак жидкого кислорода второй ступени РН, 15 — бак жидкого водорода второй ступени РН
Основными отличиями РН Н-НА от РН Н-II являются:
— измененные процедуры подготовки всего семейства РН (как стандартных, так и улучшенных вариантов);
— усовершенствованные процессы производства баков и двигателей;
— уменьшенная стоимость различных компонентов РН;
— использование твердотопливных ускорителей с монолитным корпусом;
— применение улучшенной шины данных;
— практически полная автоматизация процесса проверки систем РН. Первый пуск РН Н-НА состоялся 28 марта 2003 г.
Модификация РН семейства H-II и H-IIA
На рисунке обозначено: 1 — изменение числа панелей головного обтекателя и метода их соединения; 2 — упрощение процессов производства; 3 — уменьшение стоимости бортового радиоэлектронного оборудования с использованием элементов от РН Н-II; 4 — конструкция второй ступени РН; 5 — отказ от совмещенной конструкции баков; 6 — изменение метода крепления полезного груза; 7, 20 — упрощение трубопроводов и разъемов топливной системы; 8, 21 — упрощение систем; 9 — изменение схемы двигателя LE-5B; 10 — упрощение двигательной установки; 11 — уменьшение стоимости ступени РН с использованием элементов от РН Н-II; 13 — унификация БРЭО и использование высокоинтегрированных компонентов; 14 — использование высокопроизводительной шины передачи данных; 15 — автоматическая система самоконтроля и проверки; 16 — вторая и первая ступени РН; 17 — изменение конструкции днищ баков и метода их изготовления; 18 — упрощение метода изготовления баков; 19 — изменение метода интеграции базового блока, ускорителей и стартового стола; 22 — изменение метода наддува бака кислорода; 23 — упрощение гидросистемы управления вектором тяги; 24 — изменение метода изготовления и упрощение систем двигателя LE-7A; 25 — отказ от сварки части конструктивных элементов; 26 — применение монолитного твердотопливного двигателя SRB-A; 27 — применение нового способа изготовления корпуса SRB-A; 28 — миниатюризация системы отклонения сопла и электромеханических приводов управления вектором тяги.