Гораздо больше, чем возможность осуществления транспортных операций на Луне, вас интересует возможность увеличения вашего мужского достоинства? Что ж, в таком случае обязательно посетите магазин экстендеров, где вы сможете приобрести прибор, который поможет вам добиться желаемого!
Важнейшими принципами оптимального построения системы являются:
- уменьшение номенклатуры входящих в нее элементов. Ряд специалистов считает, что лучшим решением будет использование в программе PH одного типоразмера, что позволит удешевить производство за счет крупной серии, повысить надежность вследствие роста профессионализма стартового расчета и ритмичности пусков;
- использование всех элементов системы в других космических программах;
- повышение эффективности каждого элемента системы;
- использование элементов системы многоразового использования;
- использование для осуществления некоторых транспортных операций ресурсов, полученных на Луне;
-
использование вновь разработанных материалов и технологий в других отраслях народного хозяйства.
Уменьшение номенклатуры элементов системы потребует привлечения меньшего количества предприятий, позволит осуществить равномерную загрузку привлекаемых предприятий, меньшего состава средств (станций слежения, персонала ЦУПов и т. д.) для обеспечения их функционирования.
Использование элементов системы в других космических программах приводит к переносу части затрат на создание и эксплуатацию транспортной системы на другие программы, и, следовательно, к повышению эффективности и общему снижению затрат на выполнение лунной программы.
Повышение эффективности каждого элемента системы — это возможность непосредственно влиять на параметры всей программы. Так как речь идет о транспортной системе, то повышение эффективности заключается в доставке полезного груза необходимой массы с минимальными затратами, в частности массы топлива. Поскольку перемещение космических транспортных средств основано на реактивном способе движения, то характеристики транспортных средств определяются энергетическими возможностями двигателей и соотношением массы конструкции и массы полезной нагрузки.
Повышение энергетических характеристик транспортной системы возможно двумя способами: во-первых, — увеличение массового совершенствования элемента транспортной системы, заключающееся в снижении массы конструкции и бортовых служебных систем и, во-вторых, — увеличением удельного импульса двигательной установки.
Массовое совершенство зависит от технологических возможностей, определяющих характеристики конструкционных материалов и служебных бортовых систем.
Удельный импульс двигательной установки может быть изменен в более широких пределах в зависимости от применяемого топлива или типа двигательной установки.
В настоящее время для выведения полезных грузов на околоземную орбиту используются PH с двигательной установкой на базе ЖРД. Применение высокоэнергетических компонентов (кислород — водород) улучшает возможности таких PH вследствие повышения удельного импульса до 4600 м/с. Необходимо отметить и экологичность этих компонентов топлива. Однако применение водорода требует решения проблем, касающихся его получения, хранения, транспортировки и использования в промышленных масштабах.
Существуют, однако, и другие типы двигательных установок, способные обеспечить достижение удельных импульсов в десятки тысяч метров в секунду. Это двигательные установки на базе электроракетных двигателей (ЭРД). Однако эти двигатели обладают малой тягой и, следовательно, могут быть использованы лишь в космосе. Вследствие малой тяги и довольно высокой удельной массы разгон КА такими двигательными установками происходит медленно. Малая тяговооруженность (отношение тяги двигательной установки к массе аппарата) приводит, при разгоне в поле тяготения планет, к большим гравитационным потерям. Таким образом, разгон от первой космической скорости аппарата, находящегося на низкой околоземной орбите, до второй космической скорости, может длиться несколько месяцев.
Наличие двигательной установки такого типа приводит к определенным ограничениям по использованию в программе исследования и
освоения Луны, прежде всего нецелесообразности транспортировки людей такими аппаратами с околоземной орбиты на окололунную и обратно. Экипажи доставляются традиционными средствами. А вот доставка грузов по этому маршруту с использованием электроракетного буксира существенно повышает эффективность транспортной системы.
Использование такой комбинированной транспортной системы требует выбора определенного ритма использования всех ее элементов, накладывает соответствующие ограничения и не допускает сбоев в функционировании.
По предварительным оценкам выполнение рассмотренной выше программы исследования и освоения Луны с использованием транспортной системы, включающей электроракетный буксир, снизит необходимость выведения на низкую околоземную орбиту до трехсот тонн ежегодно (примерно 420 т на развертывание и порядка 300 тонн для ежегодного снабжения).