Ракета-носитель Delta IV


Старт РН Delta IV

 

Семейство многоцелевых РН Delta IV, включает пять вариантов и разработано подразделением одноразовых РН отделения Boeing Integrated Defense Systems в рамках программы «развитой одноразовой ракеты-носителя» EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle).

 

Ступени РН Delta IV привозят морем с завода в г. Декейтере, шт. Алабама, и собирают горизонтально в здании горизонтальной интеграции HIF. После этого РН выкатывают на стартовый стол, гигантский установщик поворачивает ее в вертикальное положение, после чего сверху на нее «надевают» головной обтекатель с расположенным внутри КА.

 

 

Из всех новейших РН, созданных за последнее время, РН Delta IV — единственная РН с маршевым кислородно-водородным ЖРД на первой ступени РН, способный взлетать самостоятельно, без стартовых твердотопливных ускорителей (это предусмотрено штатным вариантом РН Delta 4М).

 

Расчеты показывают, что РН Delta IV может выходить на низкую околоземную орбиту даже без использования второй ступени РН.

 

Криогенные компоненты на обеих ступенях РН также «благотворно» действуют на такие важные характеристики РН, как зависимость массы выводимого полезного груза от высоты орбиты — с увеличением последней грузоподъемность РН падает не так сильно, как у других РН.

 

РН Delta IV в варианте Medium+(4,2) состоит из центрального блока СВС с кислородно-водородным ЖРД RS-68 тягой 300,7 те на уровне моря, двух стартовых твердотопливных ускорителей GEM-60 диаметром 1,5 м и второй ступени РН с кислородно-водородным ЖРД RL10B-2 тягой 11,2 тс.

 

Головной обтекатель выполнен из композитных материалов. Головной обтекатель имеет длину 11,7 м и диаметр 4,1 м. Общая длина РН с космической головной частью составляет 62,8 м.

 


Башня обслуживания для РН De/ta IV

 

Блок СВС высотой 40,9 м, диаметром 4,88 м и «сухой» массой около 24,5 т включает бак жидкого кислорода (окислитель) в верхней части, бак жидкого водорода (горючее) в средней части и двигательный отсек с маршевым ЖРД RS-68 (создан отделением Rocketdyne фирмы Boeing) в хвостовой части. Баки соединены межбаковым отсеком. В нижней части ступени закреплены стартовые твердотопливные ускорители GEM-60 фирмы Alliant Teclisystems — РДТТ с композитным корпусом диаметром 1,55 м. Это увеличенный вариант ускорителей GEM-48, применявшихся на РН Delta III. Первая ступень РН управляется качанием ЖРД RS-68 в подвесе, отклонением сопел ускорителей, а также специальными соплами крена, через которые сбрасывается газогенераторный газ, отработанный на ТНА маршевого двигателя.

 


Вторая ступень РН Delta IV (длина 4 метра)

 

Вторая ступень РН Delta IV в варианте Medium+(4,2), оснащенная криогенным двигателем RL10B-2 с раздвижным соплом, также имеет раздельные баки горючего (жидкий водород) и окислителя (жидкий кислород), соединенные ферменными конструкциями.

 

У РН Delta IV в варианте Medium+ (5,4) используется верхняя ступень DCSS (Delta Cryogenic Second Stage) диаметром 5 м и соответствующий композитный головной обтекатель. РН оснащена четырьмя СТУ GEM-60, причем два из них имеют неподвижные сопла, а два других оснащены системой управления вектором тяги. Для стыковки КА со второй ступенью РН используется переходник полезного груза 1575-5.

Максимальная стартовая масса РН Delta IV в варианте Medium+ (5,4) составляет около 401 т. Энергетические характеристики РН данной конфигурации позволяют ей выводить КА массой:

 

• 13,7 т — на низкую орбиту с малым наклонением;

• 12,02 т — на низкую полярную орбиту;

• 10.46 т — на солнечно-синхронную;

• 6,82 т — на геопереходную;


2,79 т — на геостационарную орбиту.

 

Эти показатели на 15-30% превосходят возможности модели Delta IV Me-dium+ (4,2).

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.