Причины и подготовка крестовых

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Причины и подготовка крестовых походов

 

Вопрос о причинах крестовых походов давно уже занимает историческую науку. Ученые прошлого и нынешнего столетий выдвинули много различных объяснений, почему на протяжении почти двух веков (крестовые походы происходили с перерывами с 1096 по 1270 г.) довольно значительные массы людей из Западной Европы устремлялись, по призыву католической церкви, на завоевание стран, которые мы теперь называем Ближним Востоком.

Авторы трудов, вышедших в первые десятилетия XIX в., такие, как, например, Ф. Вилькен и Ж. Мишо, находясь под сильным влиянием церковно-католической традиции, видели в крестовых походах проявление глубокой религиозности западных народов в средние века. По мнению этих историков, крестовые походы возникли как результат искреннего желания западноевропейских народов, воодушевленных религиозными чувствами, отвоевать у мусульман город Иерусалим с так называемым гробом господним и другие «святые места» в Палестине, где якобы родился Иисус Христос и где, по евангельским легендам, протекала земная жизнь этого мифического основателя христианства.

Позднее, с развитием науки, по мере того, как становились известными все новые факты и вырабатывался более критический подход к историческим памятникам средневековья, большинство историков отказались от такого наивного, откровенно идеалистического изображения причин крестовых походов. Ученые второй половины XIX и начала XX в., глубже разобравшись в собранном ими огромном документальном материале, обратили внимание на различные явления о бщественно-экономической жизни XI—XIII столетий, послужившие побудительными причинами крестоносного движения: тяжелое положение народных масс в Западной Европе (Г. Прутц, Т. Вольф), торговые интересы североитальянских городов, участвовавших в крестовых походах (В. Гейд). Многие историки (Л. Брейе, У. Стивенсон, В. Норден и др.) высказывали мнение, что папство побуждали к организации крестовых походов политические мотивы: стремление поднять свой престиж в борьбе с германскими императорами и добиться воссоединения греко-православной церкви с римской.

Стараясь реалистично подойти к вопросу, некоторые буржуазные ученые выдвигали отдельные правильные положения о причинах крестовых походов, строили не лишенные острой наблюдательности догадки о реальных экономических и социально-политических факторах, которые действительно лежали в основе крестоносного движения. Такими ценными наблюдениями богаты труды многих французских (П. Риан, Н. де Вайи, Л. Брейе, А. Лю-шер, Ф. Шаландон), немецких (Г. Зибель, Г. Прутц, Б. Куглер, Т. Вольф), австрийских (Р. Рерихт), русских (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, П. Митрофанов, Д. Н. Егоров) и других ученых.

Но все же в буржуазной исторической науке, даже в лучшую пору ее развития, сложная проблема причин крестовых походов в целом не получила более или менее верного и всестороннего решения. Этому мешали идеалистические взгляды, господствовавшие среди ученых. По сути дела, исследователи никогда полностью не отказывались от наивного представления о крестовых походах как о борьбе двух религий (христианства и ислама), борьбе «креста с полумесяцем», по определению немецкого историка Г. Зибеля.

Что же касается сочинений современных нам буржуазных авторов, то хотя часть из них продолжает реалистические традиции прежних исследователей, но многие историки в своих рассуждениях о причинах крестоносного движения открыто возвращаются к старым, отвергнутым даже буржуазной наукой взглядам начала прошлого века.

 

Иные из этих ученых подчас выступают с позиций религиозного мракобесия и отстаивают теории, угодные Ватикану. Находясь в плену идеализма, современные буржуазные историки большей частью оказываются в совершенно беспомощном положении при попытках объяснить, чем были вызваны крестовые походы. Как правило, они ограничиваются повторением домыслов о «религиозной экзальтации», овладевшей Западом в XI в. и якобы порожденной церковными преобразованиями, об идее «священной войны», которая приобрела популярность на почве этой религиозной экзальтации, и т. п.1

Крестовые походы, по словам, например, Ива Ле Февра, преследовали только одну цель — борьбу за победу одной религии, они решали только один вопрос, будет ли мир христианским или мусульманским, будут ли его нравы и установления определяться евангелием или кораном2. Разумеется, такого рода объяснения нельзя признать удовлетворительными. Некоторые современные историки, не умея по существу объяснить происхождение крестовых походов, ограничиваются лишь тем, что со скептической усмешкой отвергают элементы материалистического подхода к этой проблеме, имевшиеся в старой буржуазной историографии3. Во всяком случае, мысль о том, что причины крестовых походов коренились исключительно в идейной атмосфере эпохи, является господствующей в сочинениях современных западных исследователей4.

 


F. L. G a n s h о f. Histoire des relations internationales. Т. L Le moyen age. Paris, 1953, p. 86.

2 I. L e Febvre. Pierre l’Ermite et la croisade. Amiens, 1946, p. 31—33.

3 Так поступает, например, Жан Ришар, высмеивающий попытки связать первый крестовый поход, как он выражается, с «экономическим кризисом», якобы вызванным ‘введением усовершенствованной упряжки, которое «повлекло за собой массовое разорение» крестьян и рыцарей (J. R i с h а г d. Le royaume latin de Jerusalem. Paris, 1953, p. 29). Ришар здесь умышленно доводит до абсурда взгляды историков, стоявших на позициях так называемого экономического материализма.

4 Этот тезис, например, настойчиво проводится в работах П. Руссэ, в том числе, в его докладе («Идея крестового похода у западных хронистов»), прочитанном на X международном конгрессе историков в Риме (сентябрь 1955 г.). Повторяя основные положения своей книги «Происхождение и особенности первого крестового похода» (1945 г.), Руссэ всячески подчеркивает здесь идейные стимулы, будто бы породившие крестоносное движение; среди причин его возникновения он выдвигает на первый план «психологический климат», «настроение умов и сердец» в XI в. и т. п. [«X Congresso Internazio-nale di Scienze Storiche. Relazioni» (далее: «Relazioni»), vol. Ill, Firenze, 1955, p. 561].

Сходные взгляды высказывали многие другие ученые, в частности, американцы Дж. Л. Ламонт и А. С. Атийа. Последний в своих лекциях, прочитанных в апреле 1951 г. в Чикагском университете, представлял крестовые походы как «войну идей и идеалов», в которой средневековые народы якобы «сражались за религию» (A. S. A t i у a. The crusades: old ideas and new conceptions. «Cahiers d’hi-stoire mondiale», vol. II, Ns 2, Paris, 1954, p. 470).

 


 

Правильный путь к подлинно научному освещению проблемы возникновения крестовых походов наметила советская историческая наука, руководствующаяся марксистско-ленинским учением исторического материализма.

Многие важные стороны этой проблемы были изучены в трудах Е. А. Косминского, Н. П. Грацианского, В. В. Стоклицкой-Терешкович, Б. Н. Заходера, Н. А. Сидоровой и других советских историков.

 

Каковы были действительные причины крестовых походов? Для того, чтобы понять их, нужно уяснить, по крайней мере, три главных вопроса:

1) почему крестьяне и феодалы Западной Европы (позже — горожане) с конца XI в. двинулись в заморские страны— в Сирию и Палестину;

2) почему это движение происходило под религиозным флагом;

3) какие обстоятельства обусловили его направленность, во всяком случае на первых порах, именно в сторону восточных берегов Средиземноморья.

Отвечая на эти вопросы, необходимо рассмотреть положение различных классов феодального Запада к концу XI в., роль католической церкви в феодальном обществе того времени, экономические и политические взаимоотношения между Западной Европой, Византией и Востоком накануне крестовых походов.

 

***

 

В жизни народов Западной Европы XI столетие было ознаменовано началом больших экономических сдвигов. Успехи в обработке шерсти, металлов, в строительном деле, так же как в земледелии и скотоводстве, привели к постепенному отделению ремесла от сельского хозяйства. В Европе стали возникать и расти города. Между городом и сельской округой завязывались более или менее регулярные торговые отношения; обмен приобрел постоянный характер. Постепенно начинали расширяться и международные торговые связи, — и не только между европейскими странами: укреплялась торговля этих стран с Византией и Востоком. В восточную торговлю, до тех пор совсем незначительную, было вовлечено довольно много городов. С давних пор с арабами торговал Арль (Южная Франция). Еще в IX в. из Лиона, Марселя, Авиньона дважды в год отправлялись торговые экспедиции в египетскую Александрию. Оттуда они привозили пряности Индии, аравийские благовония и другие восточные товары, распространяли их по рекам вглубь Франции. Из итальянских городов регулярную торговлю с Востоком вел Бари. В 1086 г. отсюда направился в сирийскую Антиохию караван кораблей, груженных фруктами и иными товарами.

В Египте частыми гостями были купцы из Амальфи. Египтский султан, властвовавший и над Палестиной, уступил им даже целый квартал в Иерусалиме. Энергично торговали с Востоком купцы Венеции. В начале XI в. венецианские посольства направлялись почти ко всем арабским правителям — в Алеппо, Дамаск, Каир. Ведущая роль в торговле с Востоком принадлежала молодым итальянским республикам.

Расчетливые купцы Северной Италии приняли в дальнейшем активное участие в крестовых походах. Их побудило к этому стремление к наживе, к тому, чтобы укрепить свои позиции посредников в торговле Востока с Западом и оттеснить главного соперника итальянских городов в восточной части Средиземного моря — Византию. Но непосредственное влияние торговых интересов североитальянских республик (в качестве одной из причин крестовых походов) сказалось не сразу. Генуя, Пиза, Венеция начали активно выступать в крестовых походах только тогда, когда крестоносное движение привело к известным практическим результатам. На раннем этапе его горожане Северной Италии играли гораздо менее значительную роль, чем представители других общественных групп Западной Европы.

 

Причины крестовых походов коренились, в первую очередь, в переменах, которые совершились к XI в. в положении главных общественных классов на Западе на основе происшедших там экономических сдвигов.


Вы наконец то приступили к исполнению своей давней мечты и начали строить баню и конечно же перед вами встал вопрос о выборе печи. Банная печь Термофор «Калина» является эталоном качества и надежности, поэтому я советую Вам остановить свой выбор именно на этом изделии. Более полную информацию о данной печи Вы сможете получить на сайте www.pechikamini.ru.


Крестьянство и его борьба против феодального гнета >>

Автор: admin | 2 Ноябрь 2011 | 838 просмотров

Новые статьи:

Оставить комментарий:

You must be logged in to post a comment.

Все размещенные на сайте материалы без указания первоисточника являются авторскими. Любая перепечатка информации с данного сайта должна сопровождаться ссылкой, ведущей на www.unnatural.ru.